NTVRU.com

Решение суда о ликвидации национального телеканала ТВ-6 - конец крупномасштабной независимой тележурналистики в России, пишет в четверг New York Times . По мнению издания, удар по национальным телеканалам может иметь серьезные последствия для региональной журналистики, которая, например, рискует вернуться к самоцензуре, характерной для советских десятилетий.

По мнению New York Times, телекомпании, работающие за пределами Москвы, как правило, не страдают от подобного агрессивного вмешательства, хотя после налета "Газпрома" на "Медиа-Мост" произошло несколько подобных инцидентов, самый яркий - в Липецке. За последние десять лет появилось около 600 региональных телеканалов. Их профессионализм растет, они расширяются и - для страны, охватывающей 11 часовых поясов, - становятся незаменимым источником информации, представляя альтернативу официальной линии. Большинство региональных телеканалов не контролируются государством, пишет издание.

По данным члена руководства ТВ-6 Павла Корчагина, сеть вещания компании включает в себя 156 региональных телеканалов во всех крупных городах России, охватывая свыше 80 млн. телезрителей. Большинство региональных партнеров заключили с ТВ-6 контракты. Это означает, что помимо местных программ - по большей части вечерних новостей и утренних развлекательных программ - они транслируют продукцию ТВ-6. 10 региональных телеканалов - дочерние предприятия ТВ-6, в которых материнская компания владеет контрольным пакетом акций.

Издание в статье, перевод которой публикует ИноПресса отмечает, что ликвидация материнской компании и отзыв ее лицензии на трансляцию - это сильный удар по дочерним каналам. Об этом можно судить по опыту канала ТНТ, который вместе с НТВ подвергся атаке правительства. В сеть ТНТ входит более 100 региональных телеканалов в 582 больших и малых городах России, у канала более 75 млн. зрителей. В 11 региональных телекомпаниях ТНТ владеет контрольным пакетом акций. В апреле материнская компания ТНТ была захвачена "Газпромом", и с тех пор отношения московского канала с региональными партнерами становятся все более сложными. К концу 2001 года около 30 дочерних компаний ТНТ попросили "Газпром" и Путина дать им возможность выйти из сети.

Основные причины связаны с экономикой - плохое управление, скучные программы, и в результате - отсутствие зрителей, недостаток рекламы, низкие доходы. Каналы перестают быть прибыльными. Однако, пишет газета, есть и политические проблемы: региональные каналы не хотят, чтобы их политику определял Кремль. Во многом потому, что Кремль дает местным властям сигнал, что они могут запугивать руководство телеканалов и манипулировать телеканалами по своему усмотрению. Кроме того, многие региональные журналисты делают вывод, что в будущем было бы разумнее учитывать интересы политического руководства и владельцев, а не делать репортажи по собственной инициативе. Воссоздание самоцензуры в российской журналистике будет, видимо, самым разрушительным последствием событий последнего года. Как подчеркивает New York Times, избавиться от него будет невероятно сложно.

Администрация Путина могла бы сделать очень многое для российской демократии, позаботившись о том, чтобы ее битва с медиа-олигархами не привела к разрушению крепкой и разнообразной региональной системы. Если не уделить этому внимания сейчас, на ее восстановление уйдут годы, пишут аналитики издания.