ifeelstock / DepositPhotos

Европейский суд по правам человек присудил 145 тысяч евро компенсации материального и морального ущерба семье Сулемановых, чей дом в Чечне разрушили ракетным ударом российские военные в 2004 году. Соответствующее решение опубликовано на сайте ЕСПЧ. На него обратила внимание "Медиазона".

Страсбургский суд постановил, что российские власти нарушили в отношении Сулеймановых статью 2 Европейской конвенции по защите прав и свобод человека, которая гарантирует право на жизнь.

В декабре 2004 года по дому Сулемайновых в селе Тазен-Кала Веденского района Чечни ударили ракетой с военного вертолета. Отец семейства Шомсудин Сулейманов и его жена в этот момент были у родственников, но дома находились трое их детей: 22-летний Саид, 18-летняя Зарет и 14-летний Сайдан.

В результате обстрела младший ребенок погиб, Зарет получила открытую черепно-мозговую травму и проникающую травму головы, вместо глаза ей поставили протез. Саид также ослеп на один глаз. Брат и сестра получили инвалидность. Дом заявителей полностью сгорел.

Добавим, на тот момент в селе оставались только три семьи, включая Сулеймановых. Большинство местных жителей покинули дома после зачисток и бомбардировок аула.

ФСБ признала, что отец семейства никогда не подозревался в участии в незаконных вооруженных формированиях, а в день обстрела не проходило никаких антитеррористических операций. Военные также настаивали, что не проводили в этот день никаких действий.

Прокуратура возбудила дело по части 2 статьи 167 УК (преднамеренное уничтожение имущества в результате взрыва, повлекшее смерть человека). Несмотря на то, что экспертиза пришла к выводу, что по дому ударили неуправляемыми авиационными ракетами, следствие не нашло военных, которые их выпустили.

24 апреля 2009 года штаб-квартира Объединенной группы войск на Северном Кавказе, расположенная в Ханкале, ответила на запрос следователей, что интересующие их записи вылетов за 2004 год были уничтожены по истечении срока их хранения в 2006 году.

Когда один из заявителей нашел в ноябре 2006 года на участке своего разрушенного дома осколок с идентификационным номером 130-миллиметровой реактивной неуправляемой ракеты (18-02-048-02), следствие отказалось раскрыть войсковую часть, которой она принадлежала, поскольку эта информация была признана государственной тайной.

"Суд, учитывая тот факт, что удар 3 декабря 2004 года был нанесен вертолетом, не считает убедительным аргумент [российского] правительства, которое указывает, что вертолет и его пилот не установлены. Так как исходит из того, что военная авиация имеется исключительно у государства, а точнее у российских вооруженных сил", - говорится в решении ЕСПЧ. Расследование дела Сулеймановых идет до сих пор.