www.moles.ee

Нежелание врачей "скорой помощи" города Таллина оказывать первую помощь человеку без государственной медицинской страховки привело к смерти 20-летней девушки, сообщает газета "Молодежь Эстонии".

Газета пишет, что 21 апреля Ксения Кондратюк почувствовала себя плохо. Приехавшая по вызову бригада "скорой помощи" попросила карту медицинской страховки, однако у безработной Ксении ее не оказалось. После этого бригада уехала, не оказав больной даже первой помощи, и посоветовала назавтра обратиться к семейному врачу и сходить сдать анализы.

На следующий день Ксения умерла от септического стенокардита, скоротечного отека сердца и острой сердечной недостаточности (по результатам вскрытия), сообщает Delfi.

"У Ксюши поднялась температура 39.6, стали отекать руки и ноги, лопаться капилляры, ногти посинели, онемели пальцы, ей было тяжело дышать, больно встать на ноги, - рассказывает мать девушки Светлана Кондратюк. - В 11 часов вечера я позвонила по телефону 112, описала симптомы, попросила прислать машину "скорой помощи". Мне сказали сначала, что по таким делам "скорую" не вызывают, тогда я попросила: "Пусть посмотрят хотя бы, скажут, что мне делать". Диспетчер приняла вызов.

"Скорая" приехала довольно быстро, минут через 15-20. Зашли втроем: врач, медсестра и водитель. Прошли в комнату, посмотрели на Ксюшу, спросили: "Хайгекасса есть?". Я ответила: "Нет, она безработная, стоит на бирже без денежной компенсации". Тогда они взяли паспорт, записали данные, посмотрели карту безработного. Сказали: "Без Хайгекассы мы не обслуживаем. Теперь за все надо платить. Если отвезем в больницу, как вы будете за нее платить?".

"Я не знаю. Окажите хотя бы первую помощь. И что сейчас мне делать? Температуру эту сбивать?" Женщина-врач ответила: "Ничего не знаю, давайте ей что-нибудь для снижения температуры".

Зачем-то люстру повернули на лицо, посмотрели и пошли. И все. Даже не притронулись, не послушали ее, не пощупали пульс - ничего. Посмотрели только. Мужчина сказал: "Это, наверное, сепсис начинается или гепатит. Вам нужно вызывать семейного врача и идти сдавать анализы крови". И уехали".

"Мы не являемся заведением, которое интересуется наличием карточки Больничной кассы, - сказал заместитель главного врача службы "скорой помощи" Таллина по лечебной части Василий Новак. - Однако момент наличия карточки Больничной кассы можно учитывать, потому что есть разница между Законом о медицинском страховании и Законом о медицинском обслуживании. И если врач интересуется наличием карточки Больничной кассы, я в этом ничего предосудительного не вижу".

Врач не стал комментировать трагическую ситуацию, сославшись на то, что должен внимательно изучить дело, и посоветовал родителям, потерявшим дочь, обратиться с письменной жалобой в Департамент здравоохранения. "По его решению будет создана комиссия, которая выяснит все обстоятельства случившегося", - сказал Новак.

Таллинский врач отказал в помощи девушке, не говорящей по-эстонски

В конце мая прошлого года таллинский доктор, на прием к которому пришла больная астмой Илона, не сумевшая объясниться с ним по-эстонски, порекомендовал ей обратиться к другому врачу. Свой поступок врач мотивировал тем, что в ходе беседы с пациенткой "контакта не получилось".

Российский МИД достаточно резко прокомментировал этот факт. Как заявил директор департамента по делам соотечественников и правам человека МИД России Борис Цепов, отказ таллинских врачей оказать медицинскую помощь 15-летней девушке, не говорящей по-эстонски, "выходит за рамки не только профессиональной, но и просто человеческой морали".

По его словам, "первая реакция на это сообщение - волна негативных эмоций, такое просто не укладывается в голове". Подобный случай, если он действительно имел место, является просто вопиющим, подчеркнул Цепов, тем более, что судя по заметке, состояние девочки говорило само за себя и могло быть оценено медиками на основании только внешних симптомов.

"Основой профессионального врачебного кодекса всегда были и остаются интересы пациента, на каком бы языке он ни разговаривал" - считает российский дипломат.

По его словам, можно только разделить мнение представителя департамента социальных дел и здравоохранения Таллинна, которое приводится в той же заметке, о необходимости принятия достаточно жестких административных мер к сотрудникам, допустившим подобные действия.

Российский дипломат выразил надежду, что поведение сотрудников таллиннской поликлиники было не более чем досадным инцидентом и не определяет позицию официальной эстонской медицины.