Норвежский террорист Андерс Брейвик, убивший 22 июля прошлого года 77 человек, в среду впервые встретился лицом к лицу с человеком, пострадавшим от его действий. В окружном суде Осло, где стартовал восьмой день слушаний по самому громкому в новейшей истории страны уголовному процессу, показания дал 26-летний норвежец, выживший после взрыва бомбы в правительственном квартале Осло и перенесший пять операций. Twitter-репортаж из зала суда публикует сайт британского телеканала Sky News.
Хотя после трагедии прошло уже девять с лишним месяцев, свидетель все еще ходит на костылях. Он признался, что после теракта боится громких хлопков и резких звуков. Прежде он изучал право и играл в футбол, теперь надеется восстановиться и вернуться к любимым занятиям, которые был вынужден оставить из-за перенесенных ранений.
Узнав себя на кадрах с уличных камер наблюдения, зафиксировавших его незадолго до взрыва, молодой человек рассказал, что помнит взрыв и пламя. Он инстинктивно прикрыл руками лицо и голову. "Стало очень, очень жарко. В ушах непрерывное гудение. Все вокруг разрушено. Я сразу подумал, что это бомба", - сказал свидетель.
- Хладнокровный Брейвик вдруг признался суду: "Тяжело здесь находиться"
По его словам, он попытался помочь какому-то мужчине, но тот посмотрел на него взглядом, говорившим: "Как ты можешь мне помочь, посмотри на себя". Оказалось, что он и сам в крови: "Из меня хлестала кровь. Мои голубые джинсы стали красными. Я лежал, звал на помощь и думал, что умру, если никто не придет".
"Сработал инстинкт выживания. Я удивляюсь сам себе", - признался пострадавший. Он рассказал, что когда люди явились на помощь, он сообразил, что одежду, которая была у него в рюкзаке, можно использовать в качестве жгутов, чтобы остановить кровотечение.
"Я был уверен, что умираю, совершенно не чувствовал ног и все время спрашивал, на месте ли они", - вспоминает выживший в трагедии о своих переживаниях в тот момент. По его словам, водитель скорой признался ему, что не верил в то, что после таких ранений он выживет.
В суде был показан натуралистичный кадр сцены вскоре после взрыва. На нем можно было увидеть свидетеля, который был весь в крови.
Как отмечает в Twitter норвежский репортер, "мужественный свидетель" давал показания, находясь в считаных метрах от террориста, однако вел себя спокойно, не выказывая признаков гнева и злобы.
Брейвик же слушал рассказ человека, которого его бомба едва не убила, с бесстрастным, холодным и серьезным лицом. Он смотрел в сторону свидетеля, но между ними ни разу не возникло визуального контакта. Никаких эмоций и ничего похожего на угрызения совести не появилось на лице террориста и при виде кровавых кадров, тогда как почти все присутствующие не могли сдержать слез.
После выступления первого пострадавшего сторона обвинения начала зачитывать показания других выживших свидетелей, которые не смогли лично явиться в суд. Один до сих пор восстанавливается после тяжелых ранений. Он потерял ногу, перенес свыше десятка операций.
За поведением Брейвика на слушаниях наблюдают четыре назначенных судом психиатра - главным остается вопрос о том, можно ли считать этого человека вменяемым. Еще одной экспертизе террориста подвергнут по просьбе его защиты, поскольку две предыдущих дали противоположные результаты.
Специалисты, проводившие первое исследование, назвали Брейвика параноидальным шизофреником, тогда как по итогам повторной экспертизы, которую вели уже другие врачи, Брейвик был признан здоровым и дееспособным.
От третьей экспертизы и решения суда будет зависеть наказание 33-летнему убийце. Если его сочтут вменяемым, то посадят в тюрьму (ему грозит срок до 21 года). Если нет - он будет отправлен на принудительное лечение, возможно, до конца жизни. Сам Брейвик, считающий себя здоровым "спасителем" норвежской нации, хочет в тюрьму, заявляя: "Отправить "политического активиста в психбольницу - значит предпринять более садистский и порочный шаг, чем убить его".
Свое решение суд предполагает огласить к 22 июля - первой годовщине со дня трагедии. Напомним, сначала в этот день в 2011 году у комплекса правительственных зданий в центре Осло, где находится канцелярия премьера, прогремел взрыв, в результате которого погибли восемь человек. Спустя несколько часов преступник устроил стрельбу в молодежном лагере правящей Норвежской рабочей партии на острове Утойя недалеко от столицы, там были убиты 69 человек. Этот день стал для Норвегии самым кровавым со времен Второй мировой войны.
Хладнокровный Брейвик вдруг признался суду: "Тяжело здесь находиться"
После часового перерыва на обед слушания возобновились. Слово вновь было предоставлено самому Брейвику, который давал показания с 17 по 23 апреля. Теперь ему дана возможность в очередной раз высказаться по поводу своего психического здоровья.
Подсудимый, который за неделю процесса прослезился лишь однажды - при показе им же самим изготовленного "агрессивного" видео, в среду неожиданно признался суду, что слушать свидетелей и видеть кадры хроники тяжело.
Однако затем он обрушился на правящую "Рабочую партию", обвинив ее в том, что она открыла страну для потока иммигрантов. Террорист потребовал, чтобы партия принесла за это извинения.
Говоря о первой психиатрической экспертизе, когда его признали невменяемым, Брейвик заявил, что психиатры сначала произвели на него благоприятное впечатление. Однако затем они, по его словам сделали поспешные заключения - в их отчете, по мнению убийцы, 80% вымысла. "Это злобный вымысел. Судя по отчету, речь о "сумасшедшем" человеке. А я не такой", - заявил он.
Среди претензий, которые у него имеются к психиатрам, - их "неграмотность" (он указал на некоторые грамматические ошибки в отчете), а также то, что они написали о своем пациенте в третьем лице - "он". "Словно я глупец", - прокомментировал подсудимый.
Далее он пустился в рассуждения о том, сколько политических деятелей "пострадали" из-за выводов психиатров. Во всем виновата "мода" на такие экспертизы, заведенная после Второй мировой войны, считает Брейвик. По его подсчетам, в психбольнице таким образом оказались 15 министров правительства. Искажением исторических реалий он заставил публику смеяться. При этом на просьбу прокурора назвать книги, которые он прочитал, он в основном сослался на источники в интернете и, в частности, на "Википедию".