Недавно объявленное президентом Бушем самое крупное сокращение американских вооруженных сил в Европе после Второй мировой войны и их переброска в США и другие регионы мира - возможно, подарок для России, пишет The Washington Times (перевод на сайте Inopressa.ru).
Кремль об этом не скажет, но увеличение американского военного присутствия в "горячих точках" Центральной Азии в долгосрочной перспективе, очень может быть, принесет дивиденды России за счет США, уверенна американская газета.
В краткосрочной перспективе США и Россия имеют общие интересы в Центральной Азии, но борьба с боевиками и распространением оружия в регионе может привести к неожиданным результатам.
Борясь с угрозой, Вашингтон и Москва, возможно, совсем по-разному представляют себе будущее Центральной Азии. Нет сомнений в решимости Америки бороться с международным терроризмом и распространением оружия вне зависимости от страны и региона, но есть сомнения по поводу того, как изменится мир в противостоянии этим угрозам. Что касается Центральной Азии, то Россия разыгрывает гамбит, в ходе которого США обнаружат и, надо надеяться, уничтожат эти угрозы, но в процессе станут непопулярным и нежеланным политическим и военным игроком в регионе.
Решение администрации Буша о выводе 70 тысяч военнослужащих из Европы и Азии начиная с 2006 года и их переброске в США, страны Восточной Европы, недавно вступившие в НАТО, и Центральную Азию (ожидаемое усиление военного присутствия в бывших республиках СССР) не очень беспокоит Кремль.
Конечно, националисты поспешно заявили об агрессивных Соединенных Штатах, "стягивающих кольцо". С другой стороны, российский министр обороны Сергей Иванов выразил позицию политического истеблишмента: "Я не вижу ничего страшного в этих планах. Никаких грандиозных передвижений не ожидается".
Помимо неприятного для российской стороны вопроса об увеличении военного присутствия НАТО в странах Балтии, Вашингтон и Москва во многом одинаково смотрят на то, что действительно имеет значение в нынешней международной обстановке: борьбу с международным терроризмом и нерапространение оружия массового уничтожения.
Самолеты НАТО, использующие воздушное пространство Литвы, являются для Кремля вопросом оскорбленной гордости, но опасность религиозного фундаментализма в Центральной Азии и на Ближнем Востоке более очевидна.
Новое или усиленное американское военное присутствие - в виде военных баз или мобильных подразделений - в таких странах, как Узбекистан, Киргизия и Азербайджан, создает США ряд политических проблем, прогнозирует The Washington Times. Политические элиты в Центральной Азии, в той или иной степени, ограниченно легитимны в глазах людей, которыми они правят. Коррупция распространена на всех уровнях власти, а экономическое развитие не обнадеживает.
Соблюдение прав человека тоже не является сильной стороной. Мало кто в этих странах обладает сильными гражданскими чувствами. Короче говоря, Центральная Азия слаба и подвержена призывам радикальных исламистов, что может создать политические и социальные структуры, которыми режимы никогда всерьез не занимались.
США необходимо рассмотреть вопрос о том, насколько тесными должны быть их отношения с этими режимами в ходе борьбы с терроризмом и распространением оружия. Если этот аспект не продумать, США из-за заметного военного присутствия будут восприниматься как сильный союзник непопулярных правительств региона. Вместо того чтобы обнаруживать угрозы, американские военные могут невольно их создавать.
Однако сочетание слабых и непопулярных режимов с усилением террористической угрозы является наихудшим сценарием для таких режимов, которые окажутся зажатыми между военной сверхдержавой, преследующей свои цели в сфере международной безопасности, и местным населением, недовольным правящими элитами и иностранным военным присутствием.
Скорее всего, Кремль рассчитывает именно на такой сценарий. Ожидается, что США придут в регион в ближайшем будущем. Америка может добиться некоторых успехов в обнаружении и уничтожении элементов международного терроризма, но политические издержки будут велики. Репутация страны в регионе будет сильно подмочена, а народ может начать свержение местных режимов. При таких обстоятельствах можно занять сильную позицию в Центральной Азии.
Исторически Россию в Центральной Азии никогда не любили, но это страна с менталитетом, понятным местным лидерам и местному населению. Независимым государствам и бывшим советским республикам трудно представить себе, что они когда-нибудь будут просить о долгосрочной защите такую страну, как США, а Россия всегда рядом.
Россия не видит проблемы в том, чтобы разрешить и даже помочь США в борьбе с международным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения в Центральной Азии, прекрасно понимая, что США либо сами в какой-то момент захотят уйти из региона, либо их попросят оттуда уйти. Россия с удовольствием будет ждать окончания американской миссии в Центральной Азии, двигаясь в кильватере Америки, пока Центральная Азия не будет готова броситься в объятия к России.