Президенты Азербайджана, Грузии и Турции, министр энергетики США и председатель правления компании ВР запустили в среду в эксплуатацию трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), сообщает "Интерфакс".
Символические задвижки открыли президенты Азербайджана Ильхам Алиев, Турции Ахмед Неджет Сезер, Грузии Михаил Саакашвили, министр энергетики США Самюэль Бодман и председатель правления компании ВР лорд Джон Браун.
В частности, на церемонии открытия Алиев заявил, что данный нефтепровод сыграет важную роль в укреплении регионального сотрудничества и безопасности. "Некоторые сомневались в реализации проекта Баку-Тбилиси-Джейхан, некоторые пытались помешать, но не смогли.
Союзничество Азербайджана, Турции и Грузии, поддержка США всемрегиональным энергетическим проектам, деятельность BP и других компаний дала возможность, чтобы мы это легенду сделали реальностью", - отметил Алиев.
Он сказал, что этот нефтяной проект является также "хорошим образцом регионального сотрудничества", когда все страны-участницы проекта работали как "одна команда, одна семья".
Алиев отметил, что до сих пор азербайджанская нефть экспортировалась по двум маршрутам до Новороссийска и Супсы, иреализация БТД позволит производить экспорт нефти в полном масштабе.
Он также заявил, что двери для участия российских компаний в проекте БТД остаются открытыми. "Двери для участия российских компаний в БТД остаются открытыми, ведь это коммерческий проект, хотя некоторые и пытались придать ему политический характер", - сказал Алиев в интервью газете "Время новостей", опубликованном в среду.
Азербайджанский лидер напомнил, что "в свое время "ЛУКОЙЛу" принадлежало 10% акций в БТД, но он затем продал их японской компании".
Говоря о судьбе трубопровода Баку-Новороссийск, Алиев подчеркнул, что Азербайджан выступает "за многовекторность маршрутов транзитанефти". "Чем больше у Азербайджана будет альтернатив, тем больше возможностей для маневра", - сказал он.
Вместе с тем, по его словам, "нефтепровод Баку-Новороссийск не выдерживает никакой конкуренции с Баку-Супса и тем более с БТД".
"Транзит нефти по трубе Баку-Новороссийск обходится в 16,64 долларов затонну, что гораздо выше, чем у конкурентов. Кроме того, в этомнефтепроводе высококачественная нефть смешивается с более дешевой смесью Urals. А по трубе Баку-Супса транспортируется нефть Azeri Lite, более ценная, чем Brent", - сказал президент Азербайджана.
В то же время он заявил, что "несмотря на это, мы готовы и дальше работать на "северном маршруте".
Алиев сообщил, что сейчас начинает обсуждаться вопрос о возможности реверса трубы Баку-Новороссийск. "И мы готовы рассмотреть российские предложения на этот счет", - заявил он.
Говоря о том, как будет обеспечиваться безопасность трубопровода, Алиев сказал, что "каждая транзитная страна гарантирует безопасность своего участка собственными силами".
"Мы уверены в том, что сможем обеспечить безопасность на нашем участке, поскольку за все время эксплуатации трубопроводов Баку-Новороссийск и Баку-Супса не было ни одного случая, который поставил бы под сомнение их безопасность", - подчеркнул Алиев.
В свою очередь Астана рассматривает нефтепровод БТД как важный путь транспортировки своей нефти на мировые рынки. Об этом заявил президентКазахстана Нурсултан Назарбаев в среду на церемонии заполнениятрубопровода БТД нефтью на Сангачальском терминале вблизи Баку.
"Баку-Тбилиси-Джейхан является привлекательным проектом дляувеличения нашего экспортного потенциала, и Азербайджан является нашим надежным партнером в этой сфере", - отметил Назарбаев.
Он сказал, что в условиях увеличения добычи энергоресурсовКазахстан встает перед необходимостью поиска дополнительных экспортных путей, и в этой связи возлагает на БТД большие надежды.
Президент отметил, что Казахстан уже создал в каспийском порту Актау инфраструктуру, необходимую для экспорта нефти через Азербайджан.
В свою очередь Саакашвили считает, что открытие нефтепровода БТД повысит энергетическую независимость Грузии. "Грузия издавна играласвязующую роль между Востоком и Западом, и сейчас наша странапревратилась в место, куда крупнейшие компании мира вкладывают большие инвестиции с целью обеспечения энергетической независимости страны", - сказал Саакашвили.
Президент Турции заявил, что значение трубопровода БТД будет возрастать по мере роста мирового потребления энергоресурсов.
"Рост потребления энергоресурсов в мире на 60% к 2030 году значение трубопровода БТД для безопасного вывода каспийской нефти на мировые рынки возрастает еще больше. Трубопровод, способный перевозить порядка 50 млн. тонн нефти в год, сыграет значительную роль в обеспечении мировых потребностей. С другой стороны этот трубопровод уменьшит объем перевозки опасных грузов через турецкие проливы", - сказа Сезер.
Он отметил, что данный трубопровод оказывает большое влияние наэнергетическую политику Турции. "Наша страна намерена превратитьтерминал Джейхан в энергоэкспортный и торговый центр региона", - сказал президент Турции.
Глава Турции также подчеркнул важное значение газопровода Баку- Тбилиси-Эрзурум, который позволит обеспечить Турцию природным газом.
Кроме того, министры иностранных дел Азербайджана, Грузии,Казахстана, а также министры энергетики Турции и США подписали Бакинскую декларацию по развитию энергетического коридора Восток-Запад.
Открытие нефтепровода Баку-Тбилиси- Джейхан нарушит баланс сил на южном Кавказе, заявил в среду журналистам премьер-министр Армении Андраник Маргарян.
"Строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан нарушит баланс сил на южном Кавказе и Армении необходимо найти альтернативные пути для восстановления регионального баланса сил, - сказал премьер-министр, - безусловно, альтернативой нефтепроводу Баку-Джейхан может стать нефтепровод Иран-Армения, посредством которого в будущем армянская сторона через Грузию сможет транспортировать газ в Европу".
Касаясь недавнего заявления Вашингтона о возможности проведения революций в государствах бывшего Советского Союза, Маргарян отметил, что "власти Армении должны работать над тем, чтобы не допустить ситуацию, когда у кого-либо из-за рубежа возникнет желание организовать в Армении революцию".
Между тем председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев считает, что нефтепровод БТД рожден по политическим, а не экономическим соображениям.
"Совершенно очевидно, что этот проект рожден на свет пополитическим, а не экономическим мотивам - для того, чтобы создать альтернативный устойчивый путь поступления на Запад энергоресурсов каспийского региона в обход России, а также некоторых других государств, например, Ирана", - сказал Косачев в интервью "Интерфаксу".
На его взгляд, то, что этот дорогостоящий проект подошел к финалу, объясняется благоприятной экономической конъюнктурой и высокими ценами на нефть. "Однако то, что этот проект состоится как экономически рентабельный, остается под большим знаком вопроса", - подчеркнул Косачев.
Он отметил, что есть сомнения в том, хватит ли нефти для того, чтобы реально наполнить этот нефтепровод, поскольку 85 млн тонн в год - его проектная мощность - Азербайджан собственными возможностями не сможет закрыть.
Он также считает, что открытие нефтепроекта позволит США инекоторым другим западным странам заявить о необходимости своеговоенного присутствия на пути его пролегания. Территория, по которой проходит нефтепровод - это Азербайджан, Грузия и Турция, - "не является стабильной на все сто процентов, и на этой теме будут активно играть США и другие западные державы с тем, чтобы их военное присутствие в этой зоне было усилено", полагает депутат.
В свою очередь глава комитета по международным делам СоветаФедерации Михаил Маргелов считает, что строительство трубопровода БТД превращается из чисто экономической в политическую проблему.
"Эта труба "золотая", и ее кто-то должен охранять, и, безусловно, Россия негативно относится к предложениям ряда политиков о фактическом делегировании этих полномочий США, поскольку появление дополнительных иностранных военных контингентов в пределах СНГ Россия всегда будет оценивать негативно, вне зависимости от повода такого появления", - заявил в интервью "Интерфаксу" Маргелов.
По его словам, заполнение трубопровода первой нефтью - это событие, имеющее не только региональное значение. И, хотя, как пояснил сенатор, до выхода трубы на проектную мощность еще очень далеко, дело не только в готовности Казахстана присоединиться к проекту, но и в ряде политических процессов сопровождавших и сопровождающих до сих пор строительство этой трубы.
В то же время, считает он, вопрос об охране трубопровода следует рассматривать "не в плане того, что Россия опасается конкуренции каспийской нефти на мировые рынки и не в битве за сбыт, поскольку сегодня конъюнктура рынка такова, что этой проблемы можно не опасаться".
"Дело в первую очередь в национальной безопасности и политической адекватности иностранного военного присутствия в этом регионе и все это выглядит еще более смешно на фоне вопроса вывода российских баз из Грузии", - отметил российский сенатор.
Протяженность нефтепровода БТД составляет 1767 км, из них в Азербайджане - 443 км, в Грузии - 248 км, а в Турции - 1076 км. Пропускная способность трубопровода - 50 млн. тонн нефти в год. Строительные работы начались в апреле 2003 года. В целом для заполнения трубопровода потребуется 10 млн. баррелей нефти. Отправка первого танкера с азербайджанской нефтью из турецкого порта Джейхан ожидается в четвертом квартале 2005 года.
Участниками проекта являются: BP (30,1%), ГНКАР (25,00%), Unocal (8,90%), Statoil (8,71%), ТРАО (6,53%), ENI (5,00%), Itochu (3,40%), ConocoPhillips (2,50%), INPEX (2,50%), Total (5,00%) и Ameranda Hess (2,36%).
Строительство БТД обошлось в $3,2 млрд. долларов.