Reuters

В конце холодной войны Фидель Кастро подговаривал СССР нанести ядерные удары по Соединенным Штатам. Об этом сообщает французская газета Le Figaro, которую цитирует InoPressa.ru. Издание ссылается на данные доклада, составленного на основании свидетельств советских перебежчиков.

Команданте Фидель "очень настаивал на ужесточении политики Советского Союза по отношению к американцам, вплоть до нанесения ядерных ударов", говорится в документе под названием "Советские намерения в 1965-1985 гг.". Он был подготовлен Пентагоном в 1995 году и недавно обнародован исследователями из National Security Archive.

Как утверждается в докладе, СССР пришлось проявить недюжинное терпение и педагогический талант, чтобы убедить Кастро в неуместности подобной атаки. На Кубу были отправлены эксперты, чтобы объяснить Кастро, какие экологические последствия, в том числе для Острова свободы, будут иметь ядерные удары. Такая постановка вопроса, по мнению главного источника данных для доклада, советского генерала Андриана Данилевича, заставила Фиделя Кастро пересмотреть свои взгляды.

"В целом так называемый "инцидент с Кастро" предлагает совершенно иное видение советских настроений и демонстрирует, что администрация Рейгана в то время существенно переоценивала ядерные амбиции СССР", отмечает газета.

Напомним, холодная война, представлявшая собой глобальную геополитическую, экономическую и идеологическую конфронтацию между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками - с другой, длилась с середины 1940-х до начала 1990-х годов. Причиной конфронтации послужило опасение стран Запада (прежде всего Великобритании и США) попадания части Европы под влияние СССР.

В 1962 году на Кубе разразился Карибский кризис, в результате которого мир оказался на грани ядерной войны .

Кризис возник в обстановке конфронтации из-за строительства Берлинской стены. Непосредственной причиной кризиса явилось тайное размещение на Кубе советских ракет с ядерными боеголовками. Операция проводилась скрытно, по личному указанию председателя Совета Министров СССР Никиты Сергеевича Хрущева и с согласия лидера Кубы Фиделя Кастро.

Хрущев, вероятно, желал таким образом уравновесить ядерное превосходство США, как численное (по оценкам министра обороны в правительстве Джона Кеннеди примерно 17-кратное), так и тактическое (американские ракеты были размещены в то время в непосредственной близости от границ СССР - в Турции). Важную роль играло стремление советского руководителя защитить от возможного американского нападения Кубу, в апреле 1961 отразившую высадку десанта на Плайя-Хирон.

Этот рискованный шаг во многом объясняется импульсивным и непредсказуемым характером Хрущева, его стремлением к соревнованию с США, готовностью пренебречь безопасностью своего и чужого народов ради "торжества социализма" в Западном полушарии.

Решение о размещении ракет было принято летом 1962 года во время визита на Кубу советской делегации, в состав которой входил под вымышленной фамилией маршал С. С. Бирюзов. Наличие ракет, категорически отрицавшееся как Хрущевым в сентябрьском личном послании Кеннеди, так и министром иностранных дел СССР А. А. Громыко при аудиенции у Кеннеди 18 октября, было неопровержимо установлено разведывательными органами США с помощью аэрофотосъемки.

22 октября президент Кеннеди выступил по телевидению и объявил о начале военно-морской блокады Кубы, куда отныне не допускались советские корабли. В Совете Безопасности ООН, в который обратились с запросами СССР, Куба и США, были проведены слушания. 23 октября советское правительство выступило с заявлением, осуждающим действия США как агрессивные.

Обе стороны обсуждали варианты нападения. Однако президент Кеннеди не пошел на поводу у амбиций военных и взял на себя инициативу в личных переговорах с Н. С. Хрущевым по прямой телефонной связи между Москвой и Вашингтоном.

Уже 28 октября Хрущев в послании к Кеннеди, "чтобы успокоить американский народ", заявил о демонтаже ракет, не называя их прямо (факт размещения именно ракет отрицался в советской печати вплоть до объявленной Михаилом Горбачевым "гласности"). По результатам проведенных негласно личных переговоров между лидерами, Соединенные Штаты согласились на демонтаж своих установок в Турции, а также отказались официально от каких-либо попыток сменить вооруженным путем режим Кастро.