В столице Катара Дохе во вторник продолжился судебный процесс по делу двух россиян, известных под фамилиями Яблочков и Богачев, обвиняемых в покушении на бывшего лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева. Как сообщил "Интерфаксу" по телефону адвокат Дмитрий Афанасьев, в ходе заседания продолжается допрос свидетелей.
Убедительных доказательств причастности российских граждан к убийствуЗелимхана Яндарбиева в материалах дела нет, заявил в интервью радиостанции "Эхо Москвы" адвокат Дмитрий Афанасьев. "Но дело сложное в силуочевидной политической подоплеки, и в этом смысле основная проблема, которую мы решаем, - это проблема объективности оценки доказательств или ихотсутствия", - отметил адвокат. Что касается нарушений в ходе дела, Афанасьев заметил, что катарский адвокат за все время содержания обвиняемых под стражей встречался с ними только три раза.
"К счастью, во время заседаний суда у нас есть возможность общаться сподзащитными и это уже привело к некоторым результатам", - сказалАфанасьев. "Например, на заседании суда 25 апреля ко мне обратился один изподзащитных с информацией о том, что он опознал в лице свидетеля обвинениясотрудника службы государственной безопасности Катара, который применял кнему пытки", - добавил он.
"По Нью-Йоркской конвенции против пыток 1984 года и в соответствие суголовно-процессуальным кодексом Катара, показания, полученные под пытками,не могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, -подчеркнул адвокат. - Наш подзащитный попытался заявить об этом суду, но суд оборвал его выступление".
"В первые дни задержанные подвергались пыткам, - заявил Афанасьев. - Их лишали сна в течение около четырех суток, заставляли стоять, в камере не гасился свет, использовались низкочастотные звук, когда их выводили во двор тюрьмы, на них спустили собак".
Полковник катарских спецслужб, пытавший россиян, дал против них показания
Накануне в суде в качестве свидетеля выступил сотрудник катарских спецслужб, который, по утверждению россиян, участвовал в их пытках.
"25 апреля суд слушал первого свидетеля обвинения - руководителя службы государственной безопасности Катара. Затем суд начал слушать второго свидетеля обвинения - полковника Дауи, который возглавлял оперативно-следственную группу по делу, - сказал адвокат. - Когда Дауи появился в зале суда, наши подзащитные попросили слова и заявили, что опознали в лице полковника Дауи участника пыток, которым они подвергались".
"В частности, - отметил Дмитрий Афанасьев, - по словам подзащитных, полковник Дауи бил их по голове и участвовал в спускании на них специально натренированных собак в первые дни после захвата наших подзащитных катарскими властями".
По словам адвоката, "еще один свидетель, когда следствие предъявило ему фотокарточку для опознания, опознал в качестве водителя минивэна другого российского дипломата, который давно выехал из Катара".
"На последующем допросе этот свидетель "исправился" и опознал нашего подзащитного с оговоркой, что уверен только на 50%. Впоследствии свидетель изменил показания и заявил, что точно уверен, что за рулем был наш подзащитный", - отметил Дмитрий Афанасьев.
По его словам, "когда 25 апреля один из подзащитных начал делать заявление в суде по поводу участия Дауи в пытках, судья оборвал его и сказал, что это заявление следует сделать на следующий день, когда полковник закончит давать свидетельские показания".
"Однако 26-го апреля при повторной попытке сделать заявление судья сказал, что о пытках следует заявить в конце судебного процесса, когда подсудимым будет предоставлено слово", - отметил Дмитрий Афанасьев.
Он заявил, что "если вопрос о пытках не получит должного отражения в катарском судебном процессе, я буду рекомендовать подзащитным обратиться с заявлением о возбуждении уголовного дела против полковника Дауи по месту прописки подзащитных в Российской Федерации (это предусмотрено международным правом)".
"Я буду ходатайствовать также перед органами прокуратуры России о международном следственном поручении, чтобы в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией против пыток 1984 года, участниками которой являются и Россия, и Катар, и множествостран мира, полковник Дауи был задержан и допрошен при посещении им любого международного аэропорта в любой стране - участнице Нью-Йоркской конвенции", - сказал адвокат.
Между тем, условия содержания российских граждан улучшены, адвокат, отметив, что "условия содержания российских граждан соответствуютобщепринятым нормам, сейчас им предоставлен доступ к катарским врачам, будет предоставлен доступ к европейскому врачу, однако на российского врача катарцы не соглашаются".
Сейчас россияне содержатся не в тюрьме, а, как они считают, в воинской части.
Кроме того, "защита требует аннулирования ареста наших граждан на томосновании, что он был совершен на территории дипломатической резиденции РФ,которое по Венской конвенции о дипломатических сношениях охраняется законом", - отметил Афанасьев. "Арест должен быть аннулирован, это означает, что по международному праву должно применяться правило реституции, то есть возвращение сторон в исходное положение, в данном случае это означает, что катарские власти должны передать захваченных граждан российскому послу", - добавил он.
Посольство РФ попросило провести в закрытом режиме суд над сотрудниками спецслужб России в Катаре
Журналисты, аккредитованные министерством информации Катара для освещения судебного процесса над россиянами, накануне не смогли попасть в зал заседаний. Им вновь сообщили, что судебный процесс проходит в закрытом режиме. Но как удалось узнать корреспонденту REN TV, суд принял решение о проведении заседаний в закрытом режиме по просьбе российского посольства в Катаре.
Дело россиян рассматривается в гражданском суде Катара. Коллегию из трех судей возглавляет катарский юрист Ибрагим Салех ан-Нисф.
Всего в процессе примут участие около 15 свидетелей. Как отмечает ИТАР-ТАСС, их количеством обвинение пытается компенсировать недостаток улик, которые подтверждали бы причастность подсудимых к преступлению, вменяемому им в вину.
Илья Левитов, пресс-секретарь адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", предстовляющей интересы россиян в Катаре, заявил, что "вполне вероятно, теперь слушания будут проходить ежедневно".
Левитов уточнил, что катарский суд изначально планировал заседать только по воскресеньям. Однако суд не успел допросить в воскресенье всех свидетелей, в связи с чем продолжил это делать на следующий день, сообщает РИА "Новости".
"В настоящее время невозможно сказать, сколько еще состоится заседаний суда. Все будет зависеть от того, насколько быстро будут допрашивать свидетелей", - отметил Левитов.
26 февраля россиянам было предъявлено официальное обвинение в умышленном убийстве
Один из лидеров чеченских сепаратистов Зелимхан Яндарбиев, который жил в Катаре три последних года, погиб при взрыве заминированного автомобиля Toyota 13 февраля.
В ночь на 19 февраля катарские спецслужбы арестовали в Дохе троих российских граждан, которые находились в Катаре в командировке. Их обвинили в причастности к ликвидации Яндарбиева.
Один из задержанных, первый секретарь посольства РФ в Катаре Александр Фетисов, обладающий дипломатической неприкосновенностью, был отпущен и 24 марта вернулся на родину.
26 февраля двоим россиянам было предъявлено официальное обвинение в умышленном убийстве. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил ранее, что делается все необходимое по освобождению российских граждан в Катаре.
Министр не стал комментировать шансы на освобождение россиян. "Ситуация очень деликатная, я не стал бы ее комментировать",- сказал Лавров.
В Москве требуют освобождения российских граждан, поскольку их арест был необоснован. Как отмечалось в заявлении МИД РФ, российские граждане "пребывали в Катаре на законных основаниях и выполняли без каких-либо нарушений местного законодательства задачи информационно-аналитического характера, связанные с противодействием международному терроризму".
Россия будет предпринимать дальнейшие усилия для возвращения на родину задержанных в Катаре российских дипломатов, заявил официальный представить МИД РФ Александр Яковенко.
Российским разведчикам, известным под фамилиями Яблочков и Богачев, смерть не грозит
Российским разведчикам, задержанным в Катаре по подозрению в организации покушения на чеченского боевика Зелимхана Яндарбиева, смертная казнь не грозит, сообщали ранее источники "Времени новостей". Газета отмечала, что, хотя подобная мера предусмотрена в двух из 9 пунктов обвинения, стороны все равно договорятся о том, чтобы разведчики вернулись на родину живыми.
Издание также пишет, что имена разведчиков, находящихся сейчас под судом, - Анатолий Владимирович Яблочков и Василий Анатольевич Богачев.
По словам же источника в российских спецслужбах, выяснять их настоящие фамилии не имеет смысла: те, что стоят в паспортах, все равно фальшивые.
По данным собеседника газеты, оба задержанных прошли Чечню и "являются офицерами 5-го управления специальных операций ГРУ", куда входит и спецназ.