AFP

Российское предложение о создании совместного предприятия по обогащению урана на территории РФ не отвечает в полном объеме потребностям Ирана в атомной энергии. Об этом заявил в пятницу секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани.

Как выразился Лариджани, предложение "недостаточно". "Российское предложение недостаточно для иранских энергетических нужд. Однако нельзя сказать, что это предложение негативное", - сказал он журналистам в аэропорту Тегерана по прибытии из Китая, сообщает информационное агентство Irna.

Руководитель иранского Совбеза выразил мнение, что российская инициатива должна стать более "комплексной", сообщает ИТАР-ТАСС. "По этой причине мы считаем, что российский проект должен обсуждаться и совершенствоваться", - сказал Лариджани. По его словам, данные переговоры пройдут в ближайшее время.

Иран, опасающийся передачи своего досье на рассмотрение Совета Безопасности ООН, объявил, что он готов рассмотреть компромиссное российское предложение, которое он, однако, отверг в ноябре прошлого года. Таким образом, обогащение иранского урана – операция, необходимая я производства ядерного топлива, но чреватая риском "распространения ядерного оружия", – возможно, будет происходить на территории России. Обогащенный уран будет затем передаваться иранской стороне для использования в качестве топлива на ядерных электростанциях.

Однако Иран ставит три условия, пишет Le Figaro:
он хочет иметь возможность продолжать обогащать уран на своей территории;
он хотел бы пристегнуть к российскому предложению Китай;
он настаивает на немедленном отказе от идеи передачи дела в Совет Безопасности.

Эти требования неприемлемы для стран Запада, уже "обжегшихся" на трехлетних колебаниях и маневрировании с целью выиграть время. Между Тегераном и международным сообществом продолжается игра в кошки-мышки.

Раздираемая между двумя лагерями, Россия очень не хотела бы введения санкций против Ирана. А потому Тегеран оставляет дверь приоткрытой, играя на стремлении России затянуть решение вопроса. "Этот план может быть улучшен в ходе будущих переговоров в феврале, - заявил Москве Али Лариджани, главный иранский переговорщик по ядерному вопросу. - Он должен быть изучен с учетом условий времени и места".

Тактика избегания представляется неизбежной: Тегерану важно пройти "кризисную" дату 2 февраля, когда в Вене пройдет чрезвычайное заседание Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Исполнительный орган этого агентства может принять решение о передачи иранского досье в Нью-Йорк, что стало бы прелюдией к возможным санкциям. При ближайшем рассмотрении складывается впечатление, что иранский маневр в большей степени призван умилостивить "русского друга", чем дать реальную надежду Западу, отмечает французское издание. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)