НТВ

В пятницу истекает срок, который Совет Безопасности ООН отвел Тегерану, чтобы тот отреагировал на озабоченность мирового сообщества относительно иранской ядерной программы и вернулся к мораторию на обогащение урана. В связи с этим месяц назад генеральному директору Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммеду аль-Барадеи было поручено подготовить к 28 апреля доклад о том, в какой мере Иран откликнулся на призыв развеять имеющиеся опасения по поводу характера его ядерной деятельности.

Ответом иранской стороны стал решительный отказ выполнить любые требования, связанные пусть даже с временным прекращением полномасштабной реализации национальной ядерной программы, включая ее наиболее спорный аспект - обогащение урана. "Иранский народ намерен реализовать свое право без каких- либо уступок", - заявил в этой связи в четверг президент Ирана Махмуд Ахмади Нежад.

По его словам, Тегеран никогда не откажется от реализации своей ядерной программы, а тот, кто захочет этому помешать и "попытается напасть на Иран, горько пожалеет". Президент подчеркнул, что Исламская Республика никогда не поддастся "нажиму и несправедливости", он назвал Иран ядерной державой, стремящейся к миру и безопасности, и в этой связи заявил о готовности к диалогу о разоружении великих держав, передает ИТАР-ТАСС.

Подобная реакция со стороны Тегерана не оставляет сомнений у большинства наблюдателей и экспертов, что выводы доклада аль-Барадеи относительно готовности Ирана прислушаться к требованиям СБ ООН окажутся отрицательными. Правда, два дня назад заместитель руководителя Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Мохаммад Саиди посетил Вену и передал заместителю генерального директора МАГАТЭ Олли Хейнонену какие-то новые документы, но это вряд ли изменит суть и тональность доклада, уверяют источники в дипломатических кругах МАГАТЭ.

Схема "представления" этого документа довольно проста. Во второй половине дня он будет направлен в электронном виде членам Совета управляющих МАГАТЭ и председателю СБ ООН, который в свою очередь информирует оставшихся членов высшего руководящего органа мирового сообщества. Ожидается, что СБ ООН обсудит доклад в среду, 3 мая, а 9 мая в Нью-Йорке состоится встреча представителей пяти ядерных держав и Германии.

Вопрос о том, какие шаги может предпринять СБ ООН, ознакомившись с докладом генерального директора МАГАТЭ по Ирану, пока остается открытым, так как никакими конкретными предупреждениями или угрозами в адрес Тегерана 30-дневный "ультиматум" подкреплен не был.

В четверг во время встречи в Томске президент России Владимир Путин и федеральный канцлер Германии Ангела Меркель высказались за продолжение дипломатических усилий по урегулированию иранской проблемы. Аналогичную позицию занимает также Китай.

Однако некоторые члены СБ ООН во главе с США требуют принятия резолюции со ссылкой на статью 7 Устава ООН, которая позволяет применять против провинившегося государства самый широкий набор санкций вплоть до вооруженного вмешательства.

В связи с этим Ирану может быть предоставлен очередной срок для выполнения требований об отказе от обогащения урана с той лишь разницей, что на сей раз эти требования будут обязывающими с точки зрения международного права. Шансы принятия подобной резолюции невысоки, так как Москва и Пекин решительно настроены против санкций в отношении Ирана.

Между тем растущую озабоченность иранской проблемой с точки зрения угрозы нарушения режима нераспространения ядерного оружия все более активно проявляет руководство НАТО. Так, генеральный секретарь Североатлантического альянса Яап де Хооп Схеффер заявил в четверг в Софии, что развитие событий в Иране в значительной мере перекликается со спецификой деятельности блока. Вместе с тем он признал, что НАТО пока не играет в этом деле роль "первой скрипки".