Euronews

Министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер назвал промышленный шпионаж одной из главных проблем немецкой экономики, заявив, что чаще всего к нему прибегают Россия и Китай. В Москве подобные слова вызвали недоумение. "Хотели бы рассчитывать на получение от партнеров соответствующих разъяснений по дипломатическим каналам", - заявил в связи с этим официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.

Российские дипломаты отвергли прозвучавшие обвинения и заявили, что в докладе Мезьера "речь идет о стандартном наборе претензий, предъявляемых российским дипломатическим представительствам в ФРГ, которые, в понимании немецких контрразведчиков, продолжают оставаться "шпионскими гнездами", подрывающими безопасность Германии", передает "Интерфакс".

- Российские шпионы внедряются как в немецкие фирмы, так и в высшие эшелоны власти

По словам Нестеренко, среди доводов министра много "бездоказательных обвинений", которые были позаимствованы из "давно минувшей, казалось, эпохихолодной войны. Наибольшее удивление вызывали слова Мезьера о том, что промышленный шпионаж в пользу в том числе России представляет даже большую опасность, чем исламский терроризм и деятельность праворадикальных или левоэкстремистских организаций.

"Изложенный министром де Мезьером анализ ситуации и спектр задач в сфере обеспечения внешней и внутренней безопасности ФРГ оставляет, по меньшей мере, ощущение двусмысленности. Особенно очевидным такое восприятие становится на фоне высокого уровня российско-германских отношений, а также позитивно развивающегося взаимодействия двух стран в отражении современных и весьма реальных вызовов и угроз безопасности", - отметил Нестеренко.

Напомним, что 21 июня министр де Мезьер представил свой доклад об охране конституции ФРГ за 2009 год. По его данным, немецкие компании до сих пор недооценивают тот риск, который исходит от промышленного шпионажа из России и Китая, осуществляемого государственными органами или при их поддержке, передает "Немецкая волна".

Стоит отметить, что спустя несколько дней в Чехии был обнародован доклад Службы безопасности и информации страны за 2009 год. В нем также говорилось об "интенсивном и агрессивном" шпионаже России в научно-технической области. В Чехии активность российских разведчиков связывали с планами бывшего президента США Джорджа Буша-младшего разместить на территории этой страны ПРО.

В прошлом году четверо дипломатов РФ были высланы из Чехии, так как они якобы проявляли интерес к секретной информации по размещению американского радара. При этом в российском министерстве иностранных дел данные действия вызвали крайне негативную реакцию. "Это очередная провокация", - заявил тогда глава МИД РФ Сергей Лавров.

Российские шпионы внедряются как в немецкие фирмы, так и в высшие эшелоны власти

Между тем нынешний доклад не сильно отличается от результатов, собранных за 2008 год. Тогда немецкая пресса смаковала различные факты растущей шпионской активности РФ на территории Германии, объясняя это тем, что для экономически отсталой страны секретная информация из немецкой промышленности просто бесценна.

По данным контрразведки ФРГ, шпионов из России, в первую очередь, интересовала информация об альтернативных и возобновляемых источниках энергии и мерах по повышению их эффективности. Помимо этого, в сферу их внимания попадали энергетические интересы Европы, планы по диверсификации поставок энергии и экономическое положение Германии в целом.

Наряду с этим, немецкие фирмы все чаще становятся целями кибератак из России, как, впрочем, и из Китая. Такой деятельностью занимается ряд стран Дальнего и Ближнего Востока, а также Северной Африки. Особый интерес для хакеров представляют компании, которые работают с новейшими технологиями.

2010 год также, судя по всему, не станет исключением в череде постоянных претензий немецкого руководства в отношении российского шпионажа, причем не только промышленного. Так, в марте этого года в аппарате премьер-министра Бранденбурга были вычислены двое немцев, подозреваемых в передаче данные РФ. Впрочем, никаких официальных обвинений им предъявлено не было. Однако доступ к закрытой информации одному из них перекрыли.