В эпоху холодной войны над Европой тяготела угроза ядерного конфликта между НАТО и государствами Варшавского договора, ведомого Советским Союзом. Советские стратеги годами верили в вероятность войны с Западом и рассматривали теоретическую возможность нанесения превентивного ядерного удара. Рисовались апокалипсические сценарии, один из которых стал достоянием гласности в конце минувшей недели.
В понедельник иностранная пресса пишет о наиболее интересных с точки зрения историков документах, которые с начала 2006 года по решению Польши станут достоянием гласности. Речь идет почти о 1700 секретных архивных папок Организации Варшавского договора (ОВД), указ о рассекречивании которых подписал 25 ноября министр обороны Польши Радек Сикорский.
По мнению министра, "эти документы непременно должны стать достоянием гласности, дабы широкая общественность узнала, какого рода военный союз был навязан Польше тогдашним СССР". Правда, министр оговорился, что рассекречены будут не все документы, а лишь те, обнародование которых не скажется негативно на обороноспособности Польши.
Зарубежная пресса в один голос указывает, что решение нового правительства Польши правого толка может вызвать неудовольствие Кремля, а также явно не будет способствовать укреплению отношений России с Чехией. Это относится в частности, к рассекречиваемому плану военных действий оборонной организации стран соцлагеря на случай, если Запад развяжет против них атомную войну.
Наиболее интересный документ, представленный самим министром, представляет собой географическую карту. На ней показан план боевых действий во время предполагаемой атомной войны со странами Западной Европы, озаглавленный "Семь дней до Рейна". Составление карты датировано 1979 годом, когда президент Джимми Картер и лидер СССР Леонид Брежнев обсуждали разрядку напряженности.
Судя по этому документу, стратеги соцлагеря предполагали, что бомбардировщики НАТО взлетят с баз на территории Великобритании и Дании и нанесут удары по целям, расположенным вдоль польской реки Висла, в том числе по Варшаве, а также по Праге и другим крупным восточноевропейским городам. Тем самым им удавалось бы отрезать путь советских подкреплений своим союзникам по договору, пишет Ma’ariv (перевод статьи публикует ИА "Курсор").
В ответ на удар с запада (или, возможно, в качестве превентивной атаки) три польские армии должны были начать наступление на северную часть ФРГ, а потом на Голландию, Бельгию и Данию. Одновременно СССР планировал нанести ядерные удары по десяткам западноевропейских городов, в частности по Брюсселю (там расположена штаб-квартира НАТО), Гамбургу, Штутгарту, Антверпену, Франкфурту-на-Майне, Мюнхену.
Франция избежала бы удара, видимо, потому, что не интегрирована в НАТО. Великобритания, которая всегда была в центре НАТО, также не подверглась бы удару, что свидетельствует о том, что Москва намеревалась остановиться у Рейна.
Известно, что только на первом этапе такой войны предполагалась потеря около 2 млн человек гражданского населения в Польше, которые могли погибнуть при ядерном ударе противника по 43 городам страны. Фактически армии и население восточноевропейских социалистических государств должны были стать заложниками Москвы, поскольку были своего рода буфером между Западной Европой и СССР и приняли бы на себя первый наземный удар потенциального противника, отмечает "Коммерсант".
Политика НАТО по сохранению права первого удара - вследствие превосходства обычного вооружения СССР - означала, что польские войска, укрепившиеся на реке Висла, были бы уничтожены.
Министр Сикорский, сделавший себе имя за счет работы на исследовательский институт правого толка в Вашингтоне American Enterprise Institute, ясно дал понять, что готов к ответной реакции со стороны России, президент которой Владимир Путин скорбит о развале Советского Союза.
Объявляя о рассекречивании документов Варшавского договора, хранившихся в военных архивах Польши, он сказал: "Это очень важно для того, чтобы страна узнала, что Польша была подневольным союзником СССР во время холодной войны. На этой карте изображен классический план Варшавского договора - "контратака", в ходе которой для защиты своих интересов предполагается дойти до самой Атлантики".
Сикорский, назначенный на эту должность после неожиданной победы на недавних выборах партии "Закон и справедливость", обещающей очистить страну от коммунистического прошлого, считает, что эта карта демонстрирует готовность Москвы пожертвовать Польшей ради спасения Советского Союза, отмечает британская The Guardian (перевод статьи публикует Inopressa.ru).
Учитывая, что в настоящее время отношения между Польшей и Россией достигли низшей точки с момента распада Варшавского договора, Сикорского спросили, не боится ли он ответной реакции Кремля. "Мы думаем, что советский режим нанес вред России - больше всех от него пострадал российский народ", - ответил он.
Как рассказал командир Вальдемар Войчик, глава Центральной военной академии Польши, этот план "основан на предположении, что первым атакует блок НАТО", и согласно доктрине того времени, "страны Варшавского договора были настроены на мир". "В 2001 году я был в Пентагоне и видел карты, которые представляют собой зеркальную копию этой", - отметил он.
Между тем выяснилось, что в штабе НАТО о сверхсекретных планах восточного противника были неплохо осведомлены. Американский шпион получал доступ к любому интересовавшему его документу, поступавшему в руки начальника Генерального штаба Войска Польского.
Полковник Рышард Куклинскис, служивший связным между Войском Польским и Советской армией, после известных чехословацких событий утратил веру в марксизм-ленинизм и установил контакт с резидентурой ЦРУ в Бонне - тогдашней столице ФРГ. За период с 1976 по 1981 годы разведчик передал американцам свыше 35 000 документов. Как только офицер почувствовал, что коммунисты его в чем-то подозревают, он дал понять "капиталистам" - и те оперативно эвакуировали его вместе с семьей на Запад.
В числе других интересных документов, которые подлежат обнародованию, - материалы, связанные с операцией "Дунай", советским вторжением в Чехословакию в 1968 году и детали кровавого разгона демонстраций в Польше в 1970 году.
В частности, предполагается, что в архивах могут быть сведения о жертвах среди военных и гражданского населения ЧССР, а также неизвестные до сих пор подробности участия польских подразделений в оккупации Чехословакии. По данным чешских историков, только в период с 21 августа по 3 сентября 1968 года погибло 72 и было тяжело ранено 267 жителей Чехословакии.
Бывший президент Польши и министр обороны конца 60-х годов Войцех Ярузельский несколько раз принес чехам и словакам публичные извинения за участие его страны в агрессии 1968 года. Между тем в последние годы российско-чешские отношения заметно ухудшились, и "Сикорский прекрасно осознает, что открытие военных архивов вряд ли поспособствует их исправлению", отмечает Ma’ariv.
Казимеж Марцинкевич, новый премьер-министр Польши, настаивает, что Варшава не пытается провоцировать Россию, несмотря на обнародование карты без согласования с Москвой. "Будущее надо строить на основе правды о прошлом. Если правда наносит урон международным отношениям, это плохо. Я убежден, что это не испортит наших отношений с Россией".