Reuters

В Грузии обработаны данные с 99,7% участков на президентских выборах 27 октября, победителем которых в первом же туре стал кандидат от правящей коалиции "Грузинская мечта" Георгий Маргвелашвили. Он лидирует с большим отрывом (62,12% голосов).

За лидером идут кандидат от партии Михаила Саакашвили "Единое национальное движение" Давид Бакрадзе (21,72%) и Нино Бурджанадзе от партии "Демократическое движение - Единая Грузия" (10,18%). Остальные кандидаты (всего их было 23) набрали менее трех процентов, сообщает Центризбирком.

"Это практически окончательные данные ЦИК и ничего уже не изменится", - сказала "Интерфаксу" пресс-секретарь ЦИКа Эка Азарашвили.

- Эксперты о российско-грузинских перспективах: ничего не изменится или станет хуже
- Взгляд с Запада: больше нового президента СМИ интересуют "Миша" и загадочный "преемник"

По закону страны, окончательные итоги выборов должны быть объявлены в течение 20 дней после голосования. Уже известно, что инаугурация состоится 17 ноября, на третью неделю после выборов, сообщил агентству "Новости-Грузия" председатель юридического комитета парламента, член "Грузинской мечты" Вахтанг Хмаладзе.

Из Москвы грузинский народ поздравили с проведением "честных и свободных выборов". "Никто не оспаривает их итоги", - подчеркнул министр иностранных дел России Сергей Лавров на пресс-конференции в Ростове-на-Дону, отвечая на вопрос "Интерфакса". "Что касается оценки этих выборов в контексте российско-грузинских отношений, то дело здесь за грузинскими властями", - отметил он, напомнив, что еще должно быть сформировано правительство.

Глава МИДа выразил надежду, что новые власти Грузии будут проводить в отношении России "политику дружественную, добрососедскую, учитывающую современные реалии". "Это относится и к вопросу о возможности восстановления дипломатических отношений. Мы эти отношения не разрывали, так что будем ждать объявлений или заявлений грузинской стороны о том, какой политике они намерены следовать в отношениях с нашим государством", - добавил Лавров.

Очевидно, под "современными реалиями" имеется в виду независимость Абхазии и Южной Осетии, которую признает лишь горстка стран в мире, в том числе Россия, но с которой не смиряются в Грузии, считая эти территории "оккупированными". Для российско-грузинской повестки этот вопрос остается самым сложным и болезненным.

Грузия получила президента, "как в Германии". Главная интрига остается

Таких политических сил, которые бы смирились с признанием Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, в Грузии просто нет. "Это водораздел, который все равно будет очень серьезно разделять любую власть Грузии и власти России", - сказал "Коммерсанту FM" замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин.

Он объяснил, что по новой грузинской Конституции, которая начнет действовать с момента инаугурации, "президент примерно будет соответствовать по своим возможностям президенту Германии". Таким образом, гораздо более важным, чем итоги президентских выборов, является вопрос, кто же займет пост премьер-министра, который становится теперь главной политической фигурой в стране.

Нынешний глава правительства миллиардер Бидзина Иванишвили уже заявил об уходе. Кандидата в преемники он обещал назвать во вторник или среду. В понедельник же, в 15:00 по тбилисскому времени (оно же московское), премьер проведет пресс-конференцию. Руководитель его пресс-службы Нона Кандиашвили отвергла предположения СМИ, что имя будет названо уже сегодня. Иванишвили будет говорить о президентских выборах, сказала она.

Эксперты о российско-грузинских перспективах: ничего не изменится или станет хуже

Многие политологи высказывали мнение, что после ухода Саакашвили, с которым у российских властей диалог, мягко говоря, не заладился, для Москвы будет приемлем любой победитель. А конец эпохи харизматичных политиков сочли свидетельством стабильности и окончания перехода Грузии от республики СССР к государству западного типа, рассказывает Business FM.

В официальных комментариях в Москве до поры проявляют осторожность. Глава комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов сказал ИТАР-ТАСС, что судить о будущем курсе Грузии по результатам выборов затруднительно, позиция страны по основным направлениям - территориальной целостности и отношениям с Москвой и Западом - пока не прояснена.

Более конкретны эксперты. Главный редактор журнала "Россия в глобальной политике", председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике России Федор Лукьянов уверен, что на отношениях Грузии и России победа кандидата от "Грузинской мечты" никак не скажется, и это "позитивно". "При другом сценарии, если бы эта победа (Маргвелашвили) не состоялась, отношения могли бы ухудшиться, так как ситуация в Грузии стала бы менее стабильной, а это не способствует каким-либо внешнеполитическим решениям. Тем более, что президентский пост теперь чисто церемониальный", - сказал он Русской службе новостей.

Forbes напоминает, что с момента прихода Иванишвили на пост главы правительства отношения Тбилиси с Москвой заметно улучшились: антироссийская риторика эпохи Саакашвили за прошедший год сошла на нет, что не замедлило сказаться и на двусторонних торгово-экономических связях.

При этом грузинские власти не отказались от трактовки российского признания независимости Абхазии и Южной Осетии как "оккупации" и продолжили курс на интеграцию с Евросоюзом. 25 октября председатель Евросовета Херман ван Ромпей подтвердил готовность Брюсселя подписать соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с Грузией в 2014 году.

В этой связи следует ждать итогов предстоящего саммита Восточного партнерства в Вильнюсе в конце ноября, причем те положительные изменения, которые произошли в последнее время в российско-грузинских отношениях, могут быть поставлены под угрозу, опасается президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов.

Если у Грузии будет зона свободной торговли с Евросоюзом, то возникнут проблемы защиты Россией своего рынка от нежелательного реимпорта и реэкспорта других товаров. Например, из Киргизии в Россию может поставляться китайский товар, но под маркой "Сделано в Киргизии". "Если такого рода опасения будут и по отношению к Грузии, то здесь динамизм в развитии экономических двусторонних отношений может быть утрачен", - пояснил эксперт "Коммерсанту FM".