Moscow-Live.ru

Американские аналитики из исследовательского института Stratfor подготовили геополитический прогноз на 2016 год. В нем они предположили, как будут действовать в сложившихся условиях различные страны. Например, они считают, что конфликта России и Турции избежать не удастся, несмотря на то, что обе страны не стремятся разрывать экономические связи. Для Украины предрекли смену главы правительства, для России - подавление протестных акций в преддверии парламентских выборов. Кроме того, эксперты прогнозируют увеличение террористической активности в Европе и на Ближнем Востоке, несмотря на ослабление "Исламского государства" (ИГ, ИГИЛ или ДАИШ, организация запрещена в РФ).

Новый "главный враг" России в следующем году продолжит укреплять свои позиции в борьбе с террористами ИГ. В частности, Турция, по мнению аналитиков, начнет военную операцию на севере Сирии и может увеличить свое присутствие в Ираке. При этом Анкара будет сражаться не только с террористами ИГ, но и сдерживать сирийских курдов.

Эти действия, считают в Stratfor, неизбежно приведут к конфликту интересов с Россией, которая, несмотря ни на что, "меньше всего хотела бы конфликтовать с Турцией", контролирующей подходы к Черному и Средиземному морям. Тем не менее конфронтации в 2016 году этим странам не избежать, говорится в докладе. Ведь присутствие России в Сирии тоже увеличивается, в связи с чем, возможно, Москве придется решать слишком много задач одновременно. В то же время российское присутствие может "сорвать военные планы Турции".

- В 2016 году Польша станет "хищником" по отношению к России, прогнозируют в Stratfor

Вероятно, что противостояние РФ и Турции будет бесконфликтным, однако потенциал для "столкновений", подобных инциденту с бомбардировщиком Су-24, остается.

Заметим, что аналитики Stratfor предрекают России экономически тяжелый год. Они уверены, что стране под силу выдержать очередной период под санкциями Запада, однако в 2016 году это будет сложнее.

В докладе отмечается, что растущие экономические трудности приведут к "протестам по всей России". "Кремль позволит незначительные акции протеста, связанные с экономическими проблемами, но он будет пытаться предотвратить любые большие и хорошо организованные антикремлевские акции", - считают политологи. В преддверии парламентских выборов в сентябре 2016 года власть, скорее всего, "будет расправляться с оппозиционными группами и лидерами".

Не исключены ультра-националистические беспорядки из-за усиления антиисламской государственной риторики. Кроме того, усилится внутренняя борьба кремлевской элиты. В ней примут участие покровители крупных энергетических фирм, министры финансов, экономики и энергетики и даже спецслужбы, считают в Stratfor. Яблоком раздора станет финансовая помощь для крупных энергетических компаний и проектов.

Что ждет Украину

В 2016 году у "бывшего главного врага" России - Украины - тоже возникнет много проблем, уверены американские аналитики. Вялотекущий конфликт на востоке страны станет серьезным препятствием для политических реформ. В частности, мешать Киеву идти на уступки Донбассу будут крайне правые и националистические группы. Это приведет к тому, что в будущем году Донецк и Луганск будут по-прежнему неподконтрольны Киеву, хотя некоторые экономические связи могут быть восстановлены.

Непопулярность мер жесткой экономии и медленные темпы правовой и судебной реформы, скорее всего, приведут к протестам в Киеве в 2016 году. Потенциально свой пост может потерять глава кабинета министров Арсений Яценюк. Тем не менее президент Петр Порошенко продолжит поддерживать прозападный курс. Доступ к западной поддержке и финансовая помощь от стран НАТО и США являются ключевыми для выживания украинского правительства, говорится в докладе.

Аналитики считают, что украинская экономика начнет медленно восстанавливаться и переориентируется от России в сторону Запада.

"Исламское государство", Ближний Восток и Африка

Террористическое "государство", образовавшееся на захваченных в Ираке и Сирии территориях, по словам американских исследователей, в этом году понесло ощутимые потери. Однако полностью ИГ вряд ли проиграет - ослабление его вооруженных сил может поспособствовать активизации террористических атак в странах Европы и на всем Ближнем Востоке. Кроме того, ИГ придется "конкурировать" с "Аль-Каидой" (запрещена в РФ) за влияние.

В Афганистане через год после появления ИГ число афганских боевиков, примкнувших к группировке, остается сравнительно небольшим. Однако их количество может вырасти в 2016 году. В настоящее время "Исламское государство" в Афганистане в значительной степени состоит из бывших бойцов "Техрик-е Талибан Пакистан" и "разочарованных афганских талибов".

Несмотря на растущую фрагментацию, движение талибов останется на сегодняшний день наиболее мощным в военном плане из всех повстанческих групп в Афганистане. В будущем году конкурентная борьба между группами и ИГ продолжится, но будет зависеть от того или иного региона, предрекают аналитики.

В Йемене продолжится конфликт между боевым крылом хуситов - движением "Ансар Аллах", лояльной бывшему президенту Али Абдалле Салеху частью армии и войсками изгнанного президента Абда Раббо Мансура Хади. Кроме того, аравийская коалиция продолжит военные действия против хуситов. По мнению аналитиков, возрастающие потери могут привести к конфликтам между членами коалиции, например между Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами. Также в стране набирает силу движение за независимость Южного Йемена, поэтому в будущем возможен раскол Йемена на север и юг, отмечается в докладе.

В Ливии, где "Исламское государство" тоже набирает силу, воюющим сторонам (признанный миром парламент, заседающий в городе Тобрук на востоке страны, и происламский Всеобщий нацконгресс, заседающий в Триполи) будет очень трудно достичь соглашения о разделе власти.

По мнению Stratfor, растущая мощь ИГ в Ливии привлечет иностранное вмешательство в ситуацию в стране. Однако оно будет ограничено в основном воздушными ударами и спецоперациями в различных регионах.

Компанию Stratfor в прессе зачастую называют "теневым ЦРУ", так как организация предоставляет аналитическую информацию о международной обстановке и составляет прогнозы по ключевым стратегическим направлениям политики.