Иностранная пресса в четверг комментирует начавшийся на этой неделе в Узбекистане суд над подозреваемыми исламскими боевиками. Американское агентство UPI пишет, что судебный процесс вызвал к жизни ряд вопросов - и о правах человека, и о возможной роли приграничных районов Казахстана как тренировочных баз террористов.
Прокуратура Узбекистана утверждает, что боевики, ответственные за взрывы, осуществленные в течение 5 дней в конце марта и начале апреля, прошли обучение в лагерях на юге Казахстана, однако представители службы безопасности Казахстана это отрицают.
Суд над 15 подозреваемыми боевиками начался в Ташкенте во вторник. 13 мужчинам и 2 женщинам в возрасте от 22 до 40 лет предъявлены обвинения в терроризме, попытке насильственного свержения конституционного строя Узбекистана, религиозном экстремизме и других преступлениях.
Однако остаются сомнения в справедливости и тщательности судебного процесса, так как узбекские суды в прошлом подвергались критике со стороны правозащитных организаций.
В середине июля госсекретарь США Колин Пауэлл дал четко понять Узбекистану, что узбекское правительство больше не получит американских денег до тех пор, пока не будет достигнут прогресс в сфере демократических реформ и прав человека. Однако США до сих пор сохраняют военную базу в Ханабаде на востоке Узбекистана, так как она считается стратегически важной, и воспринимают узбекских боевиков как угрозу.
Решение Госдепартамента США о сворачивании финансовой помощи было принято спустя месяцы после того, как правозащитные организации, такие, как Human Rights Watch в Нью-Йорке и International Crisis Group в Брюсселе, забили тревогу по поводу пыток в тюрьмах и милицейских участках Узбекистана.
"Я не увидела свидетельств улучшения поведения милиции в том, что касается обращения с заключенными; мы не видели доказательств того, что узбекское правительство серьезно относится к привлечению к ответственности сотрудников правоохранительных органов", - заявила Рейчел Денбер, пресс-секретарь Human Rights Watch.
По данным организации, многие люди, ставшие жертвами преследования со стороны узбекского правительства, были активистами-правозащитниками и религиозными мусульманами, включая женщин, которые не совершали актов насилия, а практиковали свое вероисповедание вне государственных религиозных институтов.
Взрыв насилия в Узбекистане произошел тогда, когда исламистские боевики начали кампанию против правительства за его репрессии.
Во вторник заместитель генерального прокурора Узбекистана Мурад Салихов сообщил суду, что предполагаемые террористы прошли обучение в приграничных районах Казахстана и некоторые оттуда отправились в Азербайджан, Иран и пакистанскую провинцию Вазиристан, где прошли курс изготовления взрывных устройств и использования оружия.
По утверждению чиновников узбекской службы безопасности, тренировочные базы находятся в Чимкенте и поселках Белые Воды и Манкент, которые находятся к востоку от Чимкента, а также в Таразе, городе в Джамбульской области.
Другой заместитель генерального прокурора, Алишер Мухамедов, заявил в начале июня в эксклюзивном интервью агентству UPI, что "предварительное обучение подозреваемых было проведено в Казахстане". По его словам, некоторые члены группировки затем, в начале 2004 года, посетили тренировочный лагерь "Аль-Каиды" на севере Вазиристана, где прошли "основной курс" обучения.
Лагерь на севере Вазиристана называется Мирамшах, указывает Рустам Кассанов, следователь службы национальной безопасности Узбекистана.
Суд продлится несколько недель. По официальной статистике, в серии взрывов и столкновений в конце марта - начале апреля погибли 47 человек, в том числе 33 подозреваемых террориста, 10 полицейских и 4 гражданских лица.
Что касается предположения о наличии тренировочных террористических лагерей в Казахстане, то Комитет по национальной безопасности Казахстана считает его "не соответствующим реальности".
В заявлении Комитета говорится, что чиновники казахстанского министерства внутренних дел сотрудничают со следователями узбекской службы безопасности, однако информация о наличии тренировочных лагерей в Казахстане не может быть подтверждена.
"Во время проверки информация о наличии в южных районах Казахстана тренировочных "лагерей" боевиков и информация о прямом участии жителей (Казахстана) в организации и проведении актов терроризма не подтвердилась", - заявил Комитет.
Однако в то же время председатель Комитета по национальной безопасности сообщил корреспонденту UPI в Алма-Ате 9 июня, что некоторые подозреваемые узбекские террористы имеют родственников в Казахстане.
"Мы работаем с узбекскими властями, чтобы выяснить, кто поддерживал их в Казахстане. Мы пытаемся установить, есть ли у них корни в Казахстане", - отметил подполковник Нартай Дутбаев.
"Люди, связанные с терроризмом, используют нашу территорию как убежище; большого потока людей нет, однако с 1999 года при содействии наших партнеров в Узбекистане, мы нашли доказательства присутствия Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в Казахстане", - добавил Дутбаев. ИДУ - это боевая группировка, которая плечом к плечу с "Талибаном" сражалась в Афганистане в 2001 году и которой вменяют теракт в Ташкенте в 1999 году, унесший жизни 16 человек.
По утверждению бывшего боевика ИДУ, с марта 1998 по март 1999, когда он принимал участие в деятельности группировки, руководство группировки "базировалось в Алма-Ате" (бывшей столице Казахстана)". 43-летний Алиджон Хакимов говорит, что в декабре 1998 года ему, его жене и детям было приказано переехать из Узбекистана в безопасное место в Алма-Ате. Приказ поступил от Эмира Казирова, лидера ИДУ.
"Мы получали инструкции из Алма-Аты, где базировалось руководство", - отмечает Хакимов.
По словам Хакимова, он добровольно покинул группировку, возвратился в Узбекистан и в апреле 1999 года попал под правительственную амнистию.
Дутбаев заявил, что в прошлом году Казахстан арестовал и судил пятерых членов Исламской партии Восточного Туркестана, и все из них были причастны к взрывам в Оше, крупном городе Киргизии.
"Мы также сотрудничаем с российскими спецслужбами для задержания чеченских террористов в Казахстане", - добавил он.
"Насилие - это постоянная угроза в Казахстане. Мы знаем, что "Аль-Каида" ищет места, где она может атаковать американских граждан, а в Казахстане много таких мест, - отметил он. - Однако у нас давние рабочие отношения с ЦРУ и ФБР, и именно американцы помогли нам увидеть, что пятеро арестованных ездят в Афганистан и обратно и что их финансирует "Аль-Каида". (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru)