Вести

В понедельник турецкие спецслужбы начали расследование теракта, совершенного накануне вечером в Стамбуле. Напомним, мощный взрыв в крупнейшем турецком городе унес жизни 17 и ранил более 150 человек. Следственные органы подозревают курдов, но отмечают, что исполнение теракта характерно для боевиков "Аль-Каиды". Эксперты обращают внимание, что эта террористическая атака совпала по времени с началом судебного процесса по делу о роспуске правящей партии исламистов, пишут "Новые известия".

По словам премьера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, "кто бы ни стоял за слепым актом жестокости в Стамбуле, он лишь укрепит решимость Турции в борьбе с терроризмом". Президент Гюль в обращении к нации осудил организаторов нападения: "Эти атаки показывают, насколько бесчеловечны и жалки ответственные за них". Солидарность с Турцией выразило НАТО. Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана.

- Взрыв - почерк "Аль-Каиды"
- Задержаны первые подозреваемые

Не только официальные власти, но и местная пресса вчера называла Рабочую партию Курдистана (РПК) главным подозреваемым в теракте. Полиция сообщает, что курдские террористы готовили целую серию терактов в ответ на удар турецкой армии по их базам на севере Ирака.

"Отношения с курдами накалились до предела, – поясняет Борис Поцхверия, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, – простого выхода из ситуации нет. Ясно, что на такие радикальные реформы, как изменение конституции, признающей курдов как одну из государствообразующих наций и дающей ей автономию, турки не пойдут. Но есть и другие возможные компромиссные шаги: развитие самоуправления курдского региона, создание курдских школ, и если не делать шагов навстречу, террористы не прекратят свои атаки".

У многих экспертов, впрочем, есть серьезные сомнения по поводу авторства теракта. "Пока РПК не взяла на себя ответственность (а она обычно это делает), у меня нет уверенности, что этот теракт вообще связан с курдами, – заявил эксперт Центра Карнеги Алексей Малашенко. – Вобще такие методы "двойных" взрывов больше характерны для "Аль-Каиды".

Если курды так и не заявят о своей причастности, то радикальные исламисты будут главными подозреваемыми, говорит Малашенко: "Ведь не забывайте, что все это происходит накануне рассмотрения конституционным судом иска о роспуске правящей Партии справедливости и развития". Наиболее примечательные цитаты из статей на эту тему приводит сайт "Заголовки.ru".

По его словам, совпадение судебного процесса с крупным взрывом "в стиле" "Аль-Каиды" может быть и намеренной провокацией каких-то сил, чтобы убедить общественное мнение в опасности исламизации политики.

Очевидной причиной активизации РПК, полагает "Коммерсант", можно считать военную операцию, которую ВВС Турции проводят против курдских лагерей в течение последних месяцев. Еще зимой турецкие самолеты начали наносить удары по базам курдских сепаратистов, расположенным на севере Ирака, а в последние недели сконцентрировали свою активность на позициях РПК на юго-востоке Турции. Последние удары по лагерям курдов были нанесены на прошлой неделе.

Взрыв - почерк "Аль-Каиды"

Стамбульский теракт и правда напоминает стиль исламских фундаменталистов. Во-первых, это был "двойной" теракт: сначала взорвалась шумовая граната, а через 10 минут, когда собрался народ, мощная взрывчатка в соседнем мусорном баке.

Во-вторых, если курды предпочитают мелкие теракты близ курортов, то на этот раз речь идет о крупном взрыве в рабочем районе. Большее число жертв (более 60 человек) было только после терактов в Стамбуле в 2003 году, и тогда как раз ответственность взяла на себя радикальная исламская группировка. Ту серию взрывов террористы обосновали "притеснением прав мусульман в Турции", сегодня же этот повод даже более актуален: суд решает вопрос "быть или не быть" правящей Партии справедливости и развития, ратующей за увеличение роли ислама в стране.

Был ли последний взрыв актом запугивания со стороны религиозных фундаменталистов, провокацией борцов с исламизацией, или же очередной атакой курдских террористов, пока не ясно. Но он, вероятно, станет важным аргументом в ходе нынешних споров.

Политический запах теракта

Теракт в Стамбуле предшествовал началу вчерашних слушаний конституционным судом Турции дела о запрете правящей Партии справедливости и развития. В середине июля этого года генпрокуратура предъявила обвинения 86 подозреваемым, арестованным в начале месяца за членство в ультранационалистической организации "Эргенекон".

Среди них высокопоставленные военные, крупные чиновники и общественные деятели. Их обвиняют в работе на "вооруженную террористическую организацию" с целью "силового захвата власти в стране" и устранения от власти Партии справедливости и развития (ПСР) премьера Эрдогана, пишет "Время новостей".

Тем временем самой ПСР грозит запрет и роспуск "за подрыв светских принципов Турецкой Республики". Генпрокуратура с подачи военных и оппозиции обвиняет имеющую исламские корни ПСР в посягательстве на конституцию и намерении превратить Турцию в шариатское государство.

Поводом для иска стал принятый парламентом закон, разрешающий женщинам носить в стенах вузов мусульманские платки. Оглашение вердикта конституционного суда ожидается в начале августа. В случае признания ПСР неконституционной всем ее функционерам, включая президента, премьера и три с половиной сотни законодателей, придется распрощаться с политикой на пять лет. Эрдоган и его соратники, ведущие Турцию в Евросоюз, называют иск против ПСР "вызовом демократии".