Global Look Press

Голландские ученые намерены визуализировать смерть известных людей при помощи запахов и звуков, и готовят инсталляцию, которая воссоздаст последние минуты жизни звезд для всех желающих. Ощутить предсмертный трепет посетители выставки смогут внутри темных металлических шкафов, в которые будут поступать ароматы и звуки с аудиозаписей, характерные для предсмертных мгновений таких знаменитостей, как президент США Джон Кеннеди (год смерти 1963), ливийский лидер Муаммар Каддафи (2011), принцесса Диана (1997) и певица Уитни Хьюстон (2012), сообщает издание Rappler.

"Мы все видели убийство Джона Кеннеди, но задумывался ли кто-либо, как оно пахнет?" - задается вопросом Фредерик Дюэринк, ученый из Нидерландского Университета прикладных наук AVANS. Он уверен, что запах является очень мощным средством коммуникации и напрасно игнорируется в презентации исторических событий. Ученый заверил, что всего пять минут внутри одной из четырех инсталляций будет достаточно для полного эмоционального погружения в мрачную, но достоверную атмосферу гибели знаменитостей.

Для воссоздания атмосферы убийства Кеннеди ученые использовали смесь из запаха крови и аромата духов его супруги - Жаклин. Им пришлось затратить немало усилий, чтобы добыть аромат, который давно исчез из парфюмерной промышленности. А смерть Уитни Хьюстон, которая захлебнулась в ванной под действием наркотиков и атеросклеротической болезни сердца, сопровождается запахом оливкового масла, моющих средств и звуками, в которых плеск воды смешался с песнями певицы.

"Вы можете сколько угодно изучать фотографии, но не сможете ощутить суть события. Это просто непередаваемые ощущения. Я практически чувствовал, что на меня ведется охота", - признался 31-летний журналистам Рикс Сопенберг, который одним из первых пережил на этой выставке последние минуты жизни Каддафи. Напомним, смерть настигла ливийского лидера, когда на его конвой было совершено нападения, и охрана спрятала раненого полковника в водосточной трубе.

Ученые отмечают, что историческая достоверность не являлась для них самоцелью - они прежде всего хотели, чтобы "старые истории начали пахнуть по-новому".