Европейская корпорация Airbus отказалась участвовать в конкурсе за право построить новый самолет для президента США. Накануне истек крайний срок представления предложений относительно того, каким должен быть "борт номер 1" в 21-м столетии.
О проведении тендера на замену двух нынешних президентских самолетов Air Force One тремя новыми Пентагон объявил 7 января.
Президентские лайнеры, призванные в случае ядерной войны стать воздушными командными пунктами, традиционно находятся на балансе ВВС, и пилотируют их военные летчики.
Эксплуатируемые сейчас Air Force One и его "дублер" представляют собой модифицированные Boeing-747-200. Они были заказаны в 1987 году и поступили в распоряжение Белого дома в 1990 году. Каждый самолет обошелся в 350 млн долларов.
Предполагается, что новые лайнеры будут стоить намного дороже. Первый из них должен быть поставлен в 2017 году, последующие - в 2019 и 2021 годах.
Ожидалось, что в схватку вступят Boeing и Airbus, поскольку только они производят широкофюзеляжные лайнеры, которые бы подошли по своим размерам Белому дому. Однако официальный представитель в Северной Америке Европейского аэрокосмического и оборонного концерна (EADS), которому принадлежит Airbus, Тим Пейнтер заявил буквально за несколько часов до крайнего срока подачи заявки, что его компания не станет по этому проекту конкурировать с Boeing.
"Было решено, что участие в программе Air Force One не поможет нам достичь поставленных целей" на североамериканской рынке, отметил он. EADS, добавил Пейнтер, намерен продолжать бороться за 35-миллиардный контракт Пентагона на создание флота новых стратегических самолетов-заправщиков.
Согласно Пентагону, смена президентских самолетов - вынужденная мера. Двухпалубные Boeing-747-200 вполне устраивают президентов и их аппарат - недаром "борт номер 1" называют еще "летающим Белым домом".
Однако подобные же модели коммерческих лайнеров корпорация Boeing уже не производит. Обслуживать эти самолеты и приобретать запчасти становится все более затратно. И руководство ВВС пришло к выводу, что в долгосрочной перспективе будет дешевле приобрести новые самолеты.