Архив NEWSru.com
ВСЕ ФОТО
 
 
 
На стороне одного из основных кандидатов - Рауля Хаджимбы выступила администрация президента России.
Архив NEWSru.com
 
 
 
Абхазский президент Владислав Ардзинба, правил единолично Абхазией 12 лет.
Архив NEWSru.com
 
 
 
Главным конкурентом российского ставленника стал Сергей Багапш.
Архив NEWSru.com
 
 
 
Кроме неприкосновенности Ардзинба получит 12 телохранителей для себя и семьи, 50 тысяч долларов на лечение ежегодно, госдачу в Пицунде пожизненно, аппарат помощников за счет бюджета и другие льготы.
Архив NEWSru.com

Повод: Повторные выборы президента Абхазии могут состояться 26 декабря. Противники могут выступить единой командой


Первые альтернативные выборы президента Абхазии поначалу сопровождались скандалом. На стороне одного из основных кандидатов - Рауля Хаджимбы выступила администрация президента России. Для поддержки "своего" кандидата в Кремле использовали все: вплоть до угроз закрыть границу и наложить эмбарго на экспорт в Россию мандаринов - единственной статьи абхазского экспорта.

Жесткое давление продолжалось и во время, и после выборов, хотя выбор Кремля кажется неочевидным. Собственно, в Абхазии нет антироссийских политиков. Разница во взглядах кандидатов в президенты на будущее этой непризнанной республики была заметна только в самой Абхазии, и интересна только ее населению.

Возможно, в поддержке Хаджимбы сыграла роль напрашивающаяся аналогия между Хаджимбой и самим Путиным: и один, и другой - непримечательный боец "невидимого фронта", лишенный личного политического и финансового капитала, и абсолютно предсказуемый.

Оба получили власть по наследству. Рауль Хаджимба - несколько блеклое воплощение абхазского президента Владислава Ардзинбы, правившего единолично Абхазией 12 послевоенных лет. Однако Хаджимба, будучи год премьер-министром, сам не сделал практически ничего. Все сделала для него Россия. Российские строители восстановили железнодорожную колею между Адлером и Сухуми, был упрощен таможенный режим на Псоу. Российское правительство выдало паспорта значительной части населения Абхазии, пожилым людям начали выплачивать пенсию из РФ.

Главным конкурентом российского ставленника стал Сергей Багапш. Облик и стиль нынешнего главы компании "Черноморэнерго" абсолютно соответствуют тому, что в российском политическом укладе принято называть "крепкий хозяйственник". К Багапшу присоединился не зарегистрированный под спорным предлогом оппозиционный и сильный кандидат Александр Анкваб, а также влиятельная и вооруженная организация ветеранов грузино-абхазской войны "Амцахара".

За спиной Багапша бизнес: энергетический, транспортный, банковский, связанный с Россией. Сергея Багапша поддерживало в первую очередь движение "Единая Абхазия". Его лидер Артем Миквабия известен тем, что в 90-х годах создал первый в Абхазии банк "Менатеп". Именно это и стало причиной оппозиционности Багапша и бывшему режиму Ардзинбы, и ставке, сделанной российским руководством. Ведь в предвыборной гонке за главное кресло в Сухуми боролись две уже известные в России группировки: олигархи и чекисты.

При этом олигархи ставят во главу угла выгоду: экономические связи с Россией, Турцией, Украиной и даже с Грузией. А чекисты играют на популярной теме присоединения к России и используют жескую антигрузинскую риторику. Так, Багапша обвиняют даже в том, что он давно женат на грузинке. Правда, Рауль Хаджимба еще 15 лет назад работал в КГБ Грузии.

Действительно, политик, который сейчас призовет Абхазию соединиться с Грузией, обречен на смерть, в лучшем случае, политическую. Но режим Ардзинбы был плох в первую очередь для самих абхазов. В пансионатах и домах отдыха Гагры и Пицунды, принимающих редких отдыхающих, разруха. И основными владельцами этой недвижимости являются люди, которые получили ее по кумовству, в аренду.

Эта же команда выступает за установление "ассоциированных отношений" с Россией по схеме российско-белорусском союза: единая валюта, единые таможенные правила, прозрачная граница и совместная внешняя политика. Как минимум, это энергоносители по ценам внутреннего рынка России, однако для установления этих отношений Россия должна признать независимость республики.

Однако автор этого проекта, безуспешно пытавшийся реализовать его в последние 10 лет, уходящий президент Владислав Ардзинба более озабочен гарантиями своей безопасности и благополучия. Абхазский парламент должен рассмотреть закон "О первом президенте Республики Абхазия", где будут учтены "большие заслуги и состояние здоровья" тяжело больного действующего президента. Закон может быть принят вскоре после инаугурации нового президента.

Ардзинба согласно законопроекту станет пожизненным депутатом и почетным государственным советником действующего президента. Кроме неприкосновенности он получит 12 телохранителей для себя и семьи, 50 тысяч долларов на лечение ежегодно, госдачу в Пицунде пожизненно, аппарат помощников за счет бюджета и другие льготы.