Чечня и Ингушетия: хроника насилия
НТВ
Чечня и Ингушетия: хроника насилия
 
 
 
Чечня и Ингушетия: хроника насилия
НТВ

Анна Политковская была единственной российской журналисткой, которая многие годы настойчиво и последовательно писала о сложившейся системе насилия в Чечне: о похищениях людей, о бессудных расправах над мирными жителями. Она могла быть, по мнению московских коллег, пристрастна и резка, но на Северном Кавказе большинство людей считали ее поджвижницей. Она была голосом тех, кто сам не мог рассказать о насилии, которое принесла на кавказ война.

Местные правозащитники продолжают собирать факты, свидетельтсвующие о том, что война в регионе продолжается.

В сентябре Правозащитный Центр "Мемориал" опубликовал хронику насилия, совершающегося в Чечне и Ингушетии. По данным правозащитников, зачистки, нападения неизвестных, обстрелы продолжаются в зоне конфликта ежедневно.

1 августа 2006 года сотрудникам т.н. "нефтеполка" ЧР (полк милиции Управления вневедомственной охраны при МВД ЧР) сдалась вооруженная группа в 50 человек. В числе прочих сдался и житель города Урус-Мартан Руслан Тааев. По словам Ахмеда, отца Руслана, его сына содержат в с. Джалка Гудермеского района, и вопрос о его амнистии до сих пор не решен. Три года назад Тааев был задержан сотрудниками российских силовых структур, но бежал в горы к боевикам и скрывался от властей до августа 2006 года. Со слов Ахмеда Тааева, свое решение сдаться его сын мотивирует тем, что на нем "нет крови", и он не совершал тяжких преступлений.

2 сентября 2006 года в селе Валерик Ачхой-Мартановского района Чеченской Республики неизвестные похитили из собственного дома 50-летнего Султана Мальсагова. Неизвестные ворвались в дом, подняли с постели спавшего Султана, посадили в машину и повезли в село Рошни-Чу, где из дома родственников Мальсаговых забрали и сына Султана, Али Мальсагова. На рассвете отца и сына Мальсаговых, сильно избитых, выбросили из машины на окраине села Валерик.

5 сентября 2006 года в селе Гехи Урус-Мартановского района Чечни была проведена масштабная "зачистка". В отношении гражданских лиц сотрудники силовых структур вели себя достаточно корректно. Однако, по словам местных жителей, ни разу проверяющие не представлялись и не показывали документы.

С 5 по 9 сентября в центре с. Ачхой-Мартан Ачхой-Мартановского района Чеченской Республики стоял пикет протестующих против исчезновения жителя села Самашки Аслана Мишиева. Мишиев пропал на окраине села Самашки 28 августа 2006 года, где местные жители видели солдат и скопление военной техники. Родственники Аслана осмотрели место, где предположительно он пропал, и обнаружили установленные "растяжки". На запросы гражданской прокуратуры о спецоперации в окрестностях села Самашки из военной прокуратуры был получен ответ о том, что в данном районе спецопераций не проводилось.

6 сентября 2006 года при следовании из Ингушетии в Северную Осетию военной колонны, возле пос. Майский Республика Северная Осетия-Алания на фугасе подорвался БТР 126 полка ВВ МВД РФ. Фуга был заложен в трубу, рядом с дорогой, сила взрыва была такова, что у БТР оторвало башню и отбросило на несколько метров. Погибли четверо военнослужащих, еще четверо ранены (среди раненых один житель Ингушетии).

7 сентября 2006 года на окраине села Алхасты Сунженского района Ингушетии на посту КПП "Азов-52" военнослужащими, предположительно из батальона "Запад", были избиты два сотрудника полка ППС МВД РИ, Хасан Тимурзиев и Аюб Евлоев. Милиционеры остановили для проверки два "Урала" без номеров и два БТРа с замазанными бортовыми номерами. Колона в 60 человек двигалась в сторону села Алхасты. Служащие батальона "Запад" в грубой форме отказались предъявлять документы для проверки. Между сотрудниками поста и военными возник спор, из-за которого чеченцы открыли стрельбу из автоматов. Двоих милиционеров - сержанта Тимурзиева и прапорщика Евлоева - военные сильно избили. Тимурзиев был доставлен в больницу. В результате инцидента военные были вынуждены развернуть машины и уехать назад в Чечню.

8 сентября 2006 года возле села Эшилхатой Веденского района Чеченской Республики произошел бой. Боевики попали в засаду, устроенную милиционерами и военнослужащими батальона "Восток" (командир Сулим Ямадаев). Погибли двое боевиков и один из "ямадаевцев". Несколько сотрудников батальона "Восток" были ранены. После боя "ямадаевцы" и милиционеры ворвались в село, схватили 27-летнего Ибрагима Сусаева, увели на окраину населенного пункта и жестоко избили, угрожая расстрелом и обвиняя в пособничестве боевикам. Молодой мужчина был избит так, что теперь вынужден проходить курс лечения в госпитале ветеранов войны в Грозном.

На окраине села Дачное Пригородного района Северной Осетии пропал без вести постоянный житель села Октябрьское ингуш Тимур Измаилович Сакалов. Известно лишь, что Сакалов ехал в село навестить родственников. Мать Тимура Сакалова, Зайнап Котиева, обратилась с письменным заявлением в представительство ПЦ "Мемориал", в котором просить оказать содействие в розыске ее сына.

12 сентября 2006 года Гудермесе (Чеченская Республика) собрались родственники пропавших без вести людей, которым была обещана встреча с председателем правительства Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым. Собравшимся было обещано обнародовать имена тех из похищенных, кого удалось найти. Однако Кадыров встречу проигнорировал.

В здании Грозненского гарнизонного суда в Ханкале состоялось первое выездное заседание Ростовского окружного военного по делу об убийстве капитана Шанидзе. В совершении этого преступления обвиняется сержант-контрактник Руслан Суфиянов.

13 сентября 2006 года при неизвестных обстоятельствах пропала жительница города Урус-Мартан Милана Дубаева. Милана вышла из дому, чтобы навестить родственников на другом конце города. Об исчезновении Миланы родители узнали через два дня и начали поиски пропавшей девушки. Дубаевы не исключают версию о том, что ее могли задержать сотрудники каких-нибудь силовых структур.

В Республике Ингушетия на федеральной трассе "Кавказ" в районе Экажевского круга произошел подрыв фугаса. В результате взрыва получил ранение Магомед Бузуртанов, студент из Назрани, который шёл на занятия в университет. Магомед был ранен в глаз, получил осколочное ранение ноги и был доставлен в больницу. В это время сотрудники ФСБ, ГОВД и РУБОП провели обыск в доме Бутурзановых, по окончании которого обнаруженный в сарае подствольный гранатомет к автомату и боеприпасы к нему, патроны и винтовку (переделанную). Сами Бузуртановы убеждены в том, что оружие военные привезли собой и имитировали его обнаружение. Из дома также изъяли зарегистрированное оружие, принадлежащее Бузуртановым и религиозную литературу. Причиной обыска стало то, что Магомеда Бузуртанова заподозрили в закладке фугаса. Сейчас он находится в больнице под охраной.

Житель села Старые Атаги Грозненского (сельского) района Чечни Руслан Шептукаев добровольно сдал в милицию оружие, находящееся у него дома прошел прокурорскую проверку, и уголовное дело в отношении его не возбуждалось. За год до этого ночью к нему явились двое боевиков (Хамзат Етаев и Адам Хабиров) и потребовали пустить их переночевать. Уходя, Етаев дал Руслану автомат на хранение. Шептукаев спрятал автомат на своем подворье и уехал в Ингушетию, опасаясь за свою безопасность. Узнав о гибели Етаева и Хабирова, Шептукаев вернулся в Старые Атаги, сдал оружие и получил постановление прокуратуры об отказе в возбуждении в отношении его уголовного дела. Однако через некоторое время был задержан и препровожден в ИВС при РОВД, где в до сих пор и содержится.

На территории Республики Ингушетия рядом с КПП, расположенном у административной границы с Чеченской Республикой, произошел бой между сотрудниками МВД двух этих республик. С обеих сторон имеются убитые и раненные. В числе погибших - заместитель командира ОМОН ЧР Бувади Дахиев. Более двадцати милиционеров получили ранения. Причиной боестолкновения стал грубый отказ сотрудников чеченской милиции выполнить требование сотрудников МВД РИ о досмотре автотранспорта, на котором те уезжали назад в Чечню, увозя с собой задержанного на территории Ингушетии человека.

15 сентября 2006 года примерно в 5.30 в пос. Майский Республики Северная Осетия-Алания сотрудниками неустановленной силовой структуры (до 60 человек) был задержан местный житель, Илез Костоев. В доме и во дворе был произведен обыск: под свежескошенной травой были обнаружены автомат АКМ и нераспечатанный цинк с патронами. Илеза Костоева подозревают в подрыве БТРа федеральных вооруженных сил на окраине поселка Майский 6 сентября 2006 года. Костоевы считают, что автомат был им подброшен в ходе обыска. 15 сентября сотрудники неустановленного силового ведомства в Республике Ингушетия провели обыск в доме другого брата Костоевых, Хасана. После того как силовики уехали, Хасан Костоев пропал без вести.

16 сентября 2006 года в дом семьи Альмурзаевых в Назрани (Ингушетия) ворвались вооруженные люди в масках. В доме был произведен несанкционированный обыск, который длился около четырех часов. Все это время четыре брата Альмурзаевых стояли под прицелами автоматов на коленях. В ходе обыска обнаружено и изъято: шнур детонирующий 25 метров, радиодетали, две машины, телефон, тетради, документы. После обыска был увезен один из братьев, Аллаудин Альмурзаев, причину задержания которого родным не сообщили. Альмурзаев содержится в ИВС МВД города Владикавказа. Его забрали по подозрению в подрыве БТРа с военнослужащими 6 сентября в районе села Майское Пригородного района Республики Северна Осетия-Алания.

В Назрани же сотрудниками УФСБ по РИ и РСО-А совместно с сотрудниками МВД РИ был задержан местный житель, Адам Коригов, также по подозрению в подрыве БТРа.

В Назрани в дом Угурчиевых ворвались вооруженные люди (до 50 человек). Часть из них были в масках. Как впоследствии выяснилось, спецоперацию проводили сотрудники УФСБ по РИ, центра "Т" МВД РФ, при участи сотрудников МВД РИ. В доме был проведен обыск, в ходе которого были изъяты три мобильных телефона, Коран, паспорта мужчин и еще некоторые документы. После обыска, "силовики" уехали, забрав с собой Хусена Угурчиева. В токарной мастерской, где он работает, также провели обыск и обнаружили ПБС (прибор для бесшумной стрельбы) кустарного производства для короткоствольного огнестрельного оружия калибра 9 мм, 36 заготовок для производства аналогичного ПБС, газобаллонный пистолет ИЖ "Макаров" с признаками переделки. Затем Угурчиева отвезли во Владикавказ. Угурчиева обвиняют в пособничестве членам вооруженных формирований.

18 сентября 2006 года в селе Цоцин-Юрт Курчалоевского района Чеченской Республики в результате спецоперации сотрудниками батальона "Юг" (бывший Антитеррористический центр) были убиты два боевика братья Мускиевы: Иса и Али, 18 лет. По официальной версии, братья Мускиевы были убиты из засады, которую устроили бойцы батальона "Юг". По словам жителей с. Цоцин-Юрт Мускиевых убили в селе.

В Насыр-Кортовском икрорайоне Назрани на ул. Тутаева недалеко от здания министерства образования сотрудниками УФСБ по РИ и РСО-А похищены три жителя Ингушетии: Мухаммед-Али Арсельгов, Адам Халухаев и Хаваш Цороев. Похищенных доставили во Владикавказ, предположительно в здание местного РУБОП. Родных не известили о местонахождении и причинах задержания. Те узнали об этом от посторонних людей, очевидцев похищения. Первыми активные действия к освобождению предприняли родные Халухаева: через четыре часа он был освобожден. Цороева отпустили только на следующий день, в 18.00. Он был сильно избит. Арсельгову предъявлено обвинение в подрыве БТРа 126 полка ВВ МВД РФ 6 сентября 2006 года.

В Урус-Мартановском городском суде начался процесс по делу братьев Мержоевых (Айнди, Анзор и Казбек) и Адама Пидиева. Их содержат в ИВС Урус-Мартановского РОВД, оперативные работники которого имеют непосредственное отношение к их похищениям. Братья Мержоевы были похищены 12 апреля 2006 года сотрудниками правоохранительных органов ЧР с территории рынка в станице Орджоникидзевская (Республика Ингушетия). Только 20 мая 2006 года родственникам удалось установить, что их содержат в Урус-Мартановском РОВД. Против них было возбуждено уголовное дело статье за "участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом".

24 мая 2006 года сотрудниками Урус-Мартановского РОВД в селе Даттых Ингушетии в своем доме был задержан Адам Пидиев и его брат Магомед. Магомеда Пидиева, главу администрации с. Даттых, отпустили вечером того же дня. Адаму Пидиеву предъявили обвинение в пособничестве боевикам. По некоторым сведениям, Адама Пидиева вскоре после задержания повели на опушку леса, неподалеку от села, где он обещал показать схрон. В этот момент боевики обстреляли милиционеров и ранили одного из них. В ходе судебного слушания братья Мержоевы рассказали суду, что после задержания их держали в подвальном помещение в селе Гойты Урус-Мартановского района. Там их пытали электрическим током, били резиновыми и деревянными дубинками и ногами. В отношении Адама Пидиева, по утверждению адвоката, так же применялись пытки.

Состоялось очередное судебное заседание по делу Али Течиева, обвиняемого в нескольких преступлениях, в том числе нападении на Грозный в августе 2004 года. Обвинение строится на признании, сделанном обвиняемым, когда его содержали в ОРБ-2. Перед судом Али предстает во второй раз. В первый раз он был осужден за участие в "незаконных вооруженных формированиях" в 2005 году на три года условно. И тогда доказательством вины были только признательные показания, данные в Шалинском ИВС. Несмотря на то, что в отношении его применялись пытки, Али не признавал своей вины, и только под давлением родственников он сделал признание и получил три года условно.

Вскоре после того, как Течиев вышел на свободу, его похитили из дома, избив отца и брата. Сначала похитители хотели его расстрелять, однако потом, после того кто-то поговорил с одним из похитителей по мобильному телефону, доставили в ОРБ-2. Там, путем жестоких пыток от него добивались признания в совершении нескольких тяжких преступлений. Али и его отец не раз обращались в правозащитные организации; в "Новой газете" была опубликована статья Анны Политковской о том, как пытали Али в ОРБ-2.

Не найдя доказательств его вины, следствие прибегло к прямой фальсификации. Молодого человека Хамида Арсабиева, попавшего в зависимость от сотрудников ОРБ-2, заставили дать ложные свидетельские показания против Али в ходе предварительного следствия. На суде этот свидетель должен был давать показания под измененной фамилией, сидя за ширмой. Хамид, однако, решил покинуть республику, но перед отъездом обратился в ПЦ "Мемориал" с заявлением, в котором он описал все, что с ним случилось.

21 сентября 2006 года сотрудники УФСБ по Республике Ингушетия совместно с сотрудниками силовых структур Ингушетии и Северной Осетии провели в одном из районов города Малгобек адресные проверки. По окончанию спецоперации были задержаны девять местных жителей. В доме Зариевых, сотрудники силовых структур, которые не стали предъявлять хозяевам никаких документов, обнаружили ведро с каким-то взрывчатым веществом, радиостанцию "Кенвуд", гранату "ВОГ", "разгрузку". и религиозную литературу. Когда проводился обыск в доме Зариевых, неизвестные произвели по силовикам два выстрела из гранатомета. В результате получили ранения пять сотрудников УФСБ по РИ В.А. Дзотов, А.И. Иванов, С.В. Козлов, Г.С. Варягов, Е.Д. Ермолов и один местный житель, А.Г. Тангиев. Поиски нападавших не дали результата. Военными был задержан хозяин дома Махмуд Зариев, и его брат Ахмед.

24 сентября 2006 года в ингушском городе Малгобек сотрудники ППС Малгобекского РОВД предприняли попытку остановить автомашину, в которой, по оперативной информации, должны были находиться три местных жителя: Хас-Магомед Богатырев, Рамзан Гатагажев и Магомед Вельхиев. По данным Малгобекского РОВД они подозреваются в том, что обстреляли из гранатомета сотрудников силовых структур 21 сентября 2006 года во время обыска в доме Зариевых. Неизвестные, находившиеся в машине, врезались в служебный автомобиль РОВД УАЗ. Из "Жигулей" выскочили два человека в масках. Они открыли огонь по сотрудникам милиции. Милиционеры открыли ответный огонь. Неизвестные захватили стоявший рядом микроавтобус "Газель", выкинули из него водителя и скрылись. В результате обстрела получили ранения рядовой Васанбек Альдиев и местный житель, Батарбек Саутиев.