Современная Индия - многонациональная страна, населенная народами, различающимися по внешнему облику, языку и обычаям. Индия, по конституции, светское государство. Индуисты составляют в стране явное большинство - 80%, за ними следуют мусульмане, их 14%. Однако в миллиардной стране эти 14 процентов составляют почти 150 миллионов человек, что больше населения большинства мусульманских государств мира.
Сегодня мусульмане - существенный фактор политической жизни в Индии. Когда-то, выступая на одном из предвыборных митингов, премьер-министр Индии Индира Ганди заявила: "Мы всегда признавали ислам как одну из наших религий, и ислам будет продолжать распространяться и процветать в Индии".
Говоря о глубоких корнях, которые ислам пустил в Индии, публицист Саид Накви напомнил, что мечеть Черуман-Перумал на территории штата Керала была построена еще при жизни Пророка Мухаммеда. Мусульмане сыграли решающую роль в поражении на парламентских выборах коалиции, возглавляемой партией "Бхарата-джаната парти" - первой индуистской партией в светской Индии.
Один из судей Верховного суда Индии не без оснований назвал мусульман "вторым большинством Индии". При этом понятие "мусульманская община Индии" - это абстрактно-статистическая категория.
Граждане, исповедующие ислам, не распределены равномерно по территории страны и не сконцентрированы в какой-либо одной части этой территории. Разные по численности и удельному весу группы мусульман расположены вкраплениями в различных этнолингвистических и конфессиональных средах, что неизбежно накладывает на каждую из таких групп своеобразный отпечаток. Большинство индийских мусульман сунниты, сосредоточенные в Западной Бенгалии, Кашмире, Ассаме и Керале.
Шииты размещаются локально: в Лакхнау, Мумбаи (Бомбее), Хайдарабаде и ряде районов Гуджарата. В Южной Индии мусульмане тяготеют к городам, где занимаются торговлей и кустарным производством. Однако в районах, где мусульмане составляют большинство населения, проживает всего 5% индийских мусульман.
60 лет назад теория "двух наций" - индусов и мусульман послужила идеологическим обоснованием для раздела Индии в 1947 году. На месте бывшей британской колонии сейчас существуют три новых государства. Это современная Индия и два государства с мусульманским населением - Пакистан и Бангладеш.
Перед своим уходом британцы сформулировали принципы раздела, согласно которым ряду областей предоставлялась возможность определиться - вступать в Индийский Союз или Пакистан и декларировалось право каждого из этих доминионов на самоуправление с правом выхода из Британского Содружества.
Произошел также раздел двух провинций - Бенгалии и Пенджаба. Население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало выбор в пользу Пакистана, а жители Западной Бенгалии и Восточного Пенджаба высказались за вхождение в состав Индийского Союза. Правители 555 мелких княжеств должны были решить, вступать им в состав Индии или Пакистана.
Железные и автомобильные дороги и системы оросительных каналов были перерезаны государственными границами, промышленные предприятия оторваны от источников сырья, разобщены гражданские службы, полиция и армия, необходимые для обеспечения нормального управления страной и безопасности граждан.
Сразу после обретения независимости в стране произошли беспрецедентные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами. Происходило массовое переселение мусульман в Пакистан, а индусов в Индию. В первые месяцы порядка 12 млн жителей покинули родные дома, и менее чем за год погибло примерно полмиллиона человек.
Как отмечают специалисты, столкновения между индусами и мусульманами то затихали, то снова возникали на протяжении всех последних десятилетий. Кроме того, лидеры мусульманской общины Индии отвергли правительственный план контроля рождаемости, согласно которому в каждой семье должно быть не более двух детей. Два исламских лидера Индии выпустили особый декрет - фетву, которой запретили верующим прибегать к тестам, позволяющим узнать пол будущего ребенка. Эти тесты очень популярны в Индии, где женщины предпочитают сохранять беременность в случае, если будущий ребенок - мальчик, и делают аборт, если беременны девочкой.
А представители организаций по планированию семьи и индуистских религиозных активистов усилили давление на мусульманское духовенство после публикации результатов каждой очередной переписи населения, которая показывала стремительный рост численности индийских мусульман.
Наконец, в 2005 году в Индии начали работу свыше 22 шариатских судов. По данным индийских СМИ, они были созданы благодаря усилиям неправительственной организации - Всеиндийского мусульманского бюро по частному праву. Суды рассматривают частноправовые дела мусульман, в том числе связанные с семейными отношениями, разводами и наследованием. Бюро также учредило специальный институт для подготовки шариатских судей.