Источники: краткое изложение книги J.J.Mattelaer "Фаллос в культуре и искусстве"; Сексологическая энциклопедия
Фаллический символ - это одновременно и обрядовый значок, пережиточный атрибут языческой магии, и понятие, которым оперируют современные психологи.
Он относится к числу так называемых сексуальных символов - образов в форме изображения, рисунка, звука или действия, служащих для обозначения определенных представлений, идей, понятий, переживаний, ощущений или предметов. Символический характер (от греческого слова symbolon - знак. опознавательная примета) и делает их "ощутимыми".
Мы окружены миром символов. Они используются в рекламе, сексуальные символы встречаются на многих картинах, на телевидении, в кино, в театре, в рассказах, в стихах, в карикатурах. Многие обычные предметы по своему внешнему облику имеют символический характер, хотя мы не всегда сознаем это.
Многие сексуальные и эротические символы понимались одинаково или похоже в самых различных странах в самые разные времена. Так, уже в первобытном обществе ромб, овал и треугольник символизировали женский пол и плодородие. Значения различных символов часто ясно не разграничены, к тому же нередко происходят переносы и изменения значения.
Основоположник психоанализа 3игмунд Фрейд открыл функцию языка символов сна, которая, прежде всего у взрослых, часто направлена на сексуальные желания, но по причине внутренней самоцензуры изменяется до неузнаваемости – тогда и вступают в действие символы.
Наиболее частый символ - его можно увидеть и на стенах домов - ромб как символ "Венерина холма". Известные символы счастья могут быть истолкованы как сексуальные, например, гриб - как мужской член, подкова - как женское лоно, трубочист обозначает коитус, свинья - идеальный образ многодетности.
Фаллический символ, высеченный на земле в Помпеях, направлен в сторону публичного дома. Мужчина, потоптавшийся на нем, видимо, будет отныне счастлив в любовных делах.
Сказки, на первый взгляд не содержащие ничего "непристойного", обладают сильным сексуальным символическим содержанием. В легенде о белом аисте пруд, из которого достают детей, символизирует плодные воды материнского тела, клюв аиста - пенис, а клевок аиста (к тому же - в ногу) - коитус.
Древний культ
Поклонение фаллосу как продолжателю жизни и символу мужской силы и фертильности является культом, известным с древнейших времен, начиная от неолита до настоящего времени. Отпечаток этого культа оставлен во всех цивилизациях всего мира. Впервые обнаружены фаллические символы были в начале неолита, после ледникового периода. Несиотря на то, что фаллические изображения встречались редко в доисторические времена они безусловно были высоко символичны, показывали силу, мощь и плодоситость мужчины. Великолепным примером анатомической точности были рисунки в пещерах Лоссель и Дордонь во Франции, которые содержат первые изображения фаллоса, датированные Перигордианским периодом, от 30 до 35 тысяч лет назад.
В Швеции сохранились рисунки бронзового века, на которых изображены обнаженные мужчины во время охоты. Также в пустыне Сахара были найдены изображения фаллосов рядом с головами убитых животных возраст этих изображений - 5000 лет до рождества Христова. На территории Зимбабве были найдены рисунки доисторических времен на которых был изображен эрегированный пенис с длинной линией, тянущейся от него и заканчивающейся цветком тюльпана.
В культуре Древней Индии известен лингам - фаллический символ в культе Шивы. Это короткий цилиндрический столб с закругленной вершиной. В Индии сегодня можно еще увидеть тысячи лингамов, покоящихся на женском "йони", в каждом храме, посвященном Шиве, куда приходят ежедневно миллионы индусов для поклонения богам. В священных книгах написано: поклонение фаллосу не означает поклонение физическому органу, а просто признание вечной божественной формы, проявившейся в микрокосме. Человеческий орган не более, чем изображение этой божественной эмблемы, оригинальная форма жизни.
Культура фаллоса широко представлена в египетской мифологии богами Мином, Амон-Ра и Озирисом.
Фаллос является символом мужской силы и это связано с легендами о фаллосе Озириса. Амон-Ра, царь всех богов, также на всех изображениях показан с обнаженным фаллосом.
В античной Греции боги имели безграничную власть и могли самолично определять судьбу людей, в то же время, несмотря на то, что боги практически всегда находились на горе Олимп, слава об их сексуальных подвигах распространялась по всему свету. Во время правления крито-микенской цивилизации имели место дикие оргии в декабре месяце и это отражено во множестве рисунков на античных вазах. Эти оргии назывались фестивали Диониса - сына Зевса и его любовницы Семелы.
Во время этих фестивалей процессия несла большие деревянные или каменные фаллосы и прославляла Диониса. Боги Пан и Приапус также проповедовали культуру фаллоса. Пан - аркадианский бог овец, сын Гермеса и Пенелопы, был превращен Гермесом в козла. Приапус - бог фертильности, в Азиатских странах был известен под именем бога Беса, всегда изображался с пенисом, выше чем его собственное тело.
В Элладе, и позже в Римской империи, то там, то сям попадались "гермы", посвященные Приапусу можно найти везде. Герма - квадратный столб с головой бородатого мужчины наверху и с эрегированным пенисом посередине. Эти гермы устанавливались у полей, дорог и внутри жилых домов, люди верили, что они обеспечат защиту от воров и грабителей и также использовались в качестве пугал. Их главной обязанностью было отводить "дурной глаз".
Сексуальное значение фаллоса в Римской империи распространилось в более значительную магическую силу. Это также относится к бесчисленным фаллическим жертвоприношениям и использованию фигурок фаллоса в качестве "оберегов" для защиты от злых сил. Фаллосы называли "fascinum", в переводе с латинского это означает "околдовывать, очаровывать" Большие фаллические скульптуры устанавливались на воротах римских городов и стенах домов и это также несло защитную функцию - отводило "дурной глаз" и приносило удачу, счастье.
В раннее средневековье кельты переняли некоторое количество римских традиций и ранний Христианский мир также перенял Римские и Кельтские элементы культуры.
В Скандинавии мы обнаруживаем фаллического бога Фрейра (Freyr), которому поклонялись викинги в IX веке нашей эры. Также схожий культ был обнаружен во Франции - были найдены фаллические символы, датируемые средними веками нашей эры. В позднее средневековье, в период с 1250 до 1550 года в Европе были очень популярны пилигримы - они носили специальные знаки отличия на одежде или прикрепляли к своим посохам, так как любой носящий такой знак отличия мог рассчитывать на гостеприимство в любом доме.
Около половины этих значков - это изображение святых или других религиозных эмблем. Однако найдено великое множество мирских фаллических значков, таких как крылатые фаллосы, которые были известны в Римские времена и также были обнаружены во времена пилигримов. Почему они появились? Какое значение имеет брошка, найденная в Бельгии, на которой были изображены 3 фаллоса, которые несли коронованную вульву?
Возможно это означает, что старая вера в магическую силу колдовства для отвода "дурного глаза" не была забыта и в средние века. Люди, не знающие письменности на Дальнем Востоке, Австралии и Меланезии. Даже у антиподов, на другой стороне Мира, мы находим фаллические символы, находящиеся на посохах, владели которыми вожди Канака в Новой Каледонии.
Несмотря на то, что Япония имеет буддийско-шинтоистскую культуру, здесь также был найден символ фаллоса. Например, в городе Комакаси в марте проводится фестиваль Toshira jinga. Жрецы несут по улицам города огромный, вырезанный из дерева фаллос. После фестиваля этот новый фаллос будет установлен рядом с фаллосами, установленными в предыдущие годы.
В Гималаях находится маленькое государство Бутан, управляемое феодальной системой и полностью буддийское. Каждый мальчик проводит некоторое количество месяцев или даже лет в одном из многих монастырей, где ворота храмов охраняют внушительных размеров воины с сильно выделяющимися гениталиями, причина этому - также отпугивание злых духов. В Бутане принято рисовать на фасаде только что построенного дома символы фаллоса - это также будет охранять дом от злых духов.
Фаллические символы также занимают огромную роль в жизни каждого таиландца - они являются смешением народной веры в духов и также способа, посредством которого их лидеры и сам буддизм связаны с магическими силами. Эти амулеты можно найти в каждом храме и магазине, их носят каждый мужчина и женщина, они дают великолепную картину слияния народных религий - буддизма, индуизма и анимизма.
Между VIII и XVI веками во Вьетнаме доминировала цивилизация Шам. Многие века это королевство было индусское, однако, большинство дворцов и храмов были превращены в руины. Великолепные лингамы были обнаружены при раскопках, их можно увидеть в настоящее время в музеях.
Антифаллическая Европа
В Западной Европе периода Реформации и Контрреформации старые привычки изменились и на сексуальность было наложено строгое табу. Рисунки гениталий или обнаженной натуры были закрашены или спрятаны под фиговыми листками. Только лишь в "научных" работах допускались изображения пениса.
Антифаллическая тенденция усилилась после публикации в Англии в 1715 году брошюры, названной "онанизм, или ужасный грех самоосквернения и страшные последствия его, рассматриваемые у обоих полов, а также душевные и физические советы для тех, кто уже навредил себе этой ненормальной практикой". Здесь рассматривались 3 идеи: "смертный грех", "ненормальная практика" и "страшные последствия", брошюра эта повлияла на морали граждан вплоть до ХХ века. Также была выпущена книга доктора Тиссо в 1758 году, сначала на латыни, а затем, что имело гораздо больший эффект на французском - "Онанизм или исследование психических и физических влияний мастурбации".
Основная мысль Tissot была не столько привить молодым людям покаяние и страх, а новые взгляды. С того времени мальчики не оставлялись надолго одни, когда они ложились спать руки их должны были быть на одеяле для предотвращения мастурбации. Изображение гениталий было запрещено, ученые обнаружили только единичные работы, в основном сатирического характера, например иллюстрации похождений Пантагрюэля.
С французской революцией, принесшей некоторую свободу произошло некоторое отклонение от публичной морали, однако фаллос потерял свою силу символа фертильности и мужской силы, мы его можем увидеть на некоторых изображениях современного искусства, хотя они также могут быть искажены из-за множества табу, действоваших на протяжении последних двух веков.
В настоящее время все эти табу рассеялись и мы заново открываем для себя огромный пласт мировой культуры, содержащий фаллическую символику.
Прочие эротические символы
(по Фрейду и не только)
1. Яблоко служит символом:
а) обольщения, соблазна (запретный плод, которым Ева в раю соблазнила Адама; одновременно символизирует ее груди);
б) оценки красоты (суд Париса);
в) плодородия, любви, радости, познания, мудрости (символ яблока используется компьютером "Макинтош"). Предложение кому-нибудь яблока может означать объяснение в любви. Как и цвет апельсина, яблочный цвет используется как знак плодородия. В христианстве яблоко символизирует, с одной стороны, соблазн и грехопадение, с другой - в связи с Девой Марией и Христом - нового Адама и спасение. В античной Греции яблоко как знак любви и сексуального желания было посвящено Венере и использовалось как символ невесты и дарилось новобрачной.
2. Раковина считается символом лона, созидательной силы, женского начала, инициации и плодородия, в Китае - силы Ин.
3. Треугольник соединяет в себе множество различных значений: острием вверх - мужское начало (лингам, огонь, жизнь), острием вниз - женское начало (великая Мать как прародительница).
4. Желуди еще у кельтов служили символом жизни, плодородия и бессмертия.
5. Фига символизирует плодородие, жизнь, мир и удачу. Фиговое дерево считается символом озарения и соединяет мужское и женское начала. Фиговый листок символизирует фаллос и мужское творческое начало, чувственное наслаждение и половое влечение. Корзина фиг обозначала плодородие и материнство женщины. В христианстве фиговый лист имеет функцию прикрытия половых органов после грехопадения.
6. Осел символизирует смирение, но также похотливость и плодовитость. Как начало, обозначающее плодородие, он посвящен Приапу, у греков служил символом лени и слепых страстей. В качестве символической эротической фигуры он выступает в "Золотом осле" Апулея, в историях и рассказах от Лукиана до Вольтера. В психоанализе осел символизирует анальную эротику.
7. Символом женщины служит все, связанное с зачатием, защитой, кормлением, пассивностью, имеющее форму алмаза или овальное. Сюда относятся пещеры, одинокий сад, колодец, дверь в дверь, складка, рана, нанесенная ножом или мечом. Кроме того, все, связанное с кораблями, водой, ракушками, рыбами или жемчужинами. Сосуды воспринимаются как женские символы в самом широком смысле.
8. Лягушка самым непосредственным образом обозначает эротику, ассоциируясь с плодородием и продуктивностью.
9. Волосы символизируют силу любви, мощь и энергию. Волосы на голове ассоциируются с высшими силами и вдохновением, волос с тела - с чувственностью. Отрезать у кого-либо волосы или хотя бы один локон означает подавить мужское начало - также символ кастрации.
10. Молот считается символом мужской силы и потенции и непосредственно связан с наковальней, соответствующей пассивно-женскому началу.
11. Пещера как лоно Матери-Земли обозначает женское начало, а также центр инициации (совершения обряда перевода юношей и девушек во взрослое состояние). Гора символизирует мужское начало, пещера внутри горы - женское, скрытое, потаенное.
12. Чаша служит символом жажды жизни, бессмертия и наполненности; в то же время - открытая, принимающая, пассивная, женская форма.
13. Дубина намекает на большую потенцию, обозначает фаллос и символизирует также сильное желание.
14. Лотос - символ, распространенный по всему Востоку вплоть до Японии. Он обозначает одновременно жизнь и смерть, космос, первопричину всего сущего, возвращение, плодородие, красоту. Распустившийся цветок считается также женским принципом зачатия. В то же время он обозначает рождение бога, поскольку растет незапятнанным из грязной воды. Стебель лотоса, посвященный Будде, символизирует мировую ось. Цветок лотоса принадлежит к восьми драгоценностям, или знакам счастья, в китайском буддизме и в качестве "цветка лотоса сердца" обозначает огонь, солнце, время, развитие всего сущего, мир, гармонию и соединение. В Древних Греции и Риме лотос считался атрибутом Афродиты или Венеры.
15. Майское дерево своим очищенным от листьев стволом напоминает фаллический символ, а дискообразным венком на конце - женское начало. То и другое вместе обозначает плодородие. Его происхождение следует искать в древнегреческой священной пинии Аттики, которую выносили на процессиях; мужчины и женщины сопровождали ее до храма Кибелы, танцуя вокруг нее. В римскую эпоху с ним был связан праздник весны. Позднее символ майского дерева использовался во время процедур избрания королевы майского праздника и Зеленого человека. Сохранившаяся до сих пор церемония, связанная с майским деревом, символизирует не только весну, но и сексуальное слияние и пробуждение.
16. Миндаль обозначает девственность, а также супружеское счастье. Цветок миндаля как первый цветок года считается знаком пробуждения, воплощает бдение, а также сладость, любовь и нежность. В Китае он обозначает прежде всего красоту, в христианской символике - девственную чистоту.
17. Человек - традиционно чаще всего в виде мужчины - символизирует микрокосм как отражение макрокосма. Мужское начало в прошлом - за исключением германского и тихоокеанского мира - обозначали солнце, небо, все фаллическое, сверлящее и направленное.
18. Ступа символизирует пустое, принимающее - женское начало, - пест сбивает в ней эликсир жизни.
19. Створки раковины символизируют женское, влажное начало, питающую материнскую почву, рождение, жизнь, любовь, плодородие, луну и девственность. Раковины используются также как талисман и призваны помогать при рождении. В греческую и римскую эпохи они обозначали также сексуальную страсть, поскольку их половинки трудно было отделить друг от друга. Афродита, "рожденная из моря", часто изображалась на раковине.
20. Мирт символизировал женское начало, в качестве магического растения он считался цветком богов и обозначал радость, мир, покой, счастье, постоянство, любовь и брак, семейное счастье и рождение ребенка. Прошедшему инициацию на голову надевали миртовый венок.
21. Бык символизирует мужское природное начало; сюда включают плодородие, мужскую творческую силу, потенцию. Во всех мифах, сказаниях и религиях он играет важную роль - начиная с небесных и мировых богов и кончая аккадским (по названию древнего города в Месопотамии) тельцом, с которого начинаются знаки Зодиака в виде животных.
22. Различные другие животные символизируют также половую жизнь и плодородие; часто они обозначают животное начало в человеческом существе. С другой стороны, дружеский контакт с ними означает связь с природой и включение человека с его сексуальностью во всемирный круговорот жизни. В Зодиаке в виде животных, согласно Птолемею, чередуются мужские и женские знаки. Мужские знаки: овен, близнецы, лев, весы, стрелец и водолей; женские знаки: телец, рак, дева, скорпион, козерог, рыбы. Знаки Зодиака широко используются в астрологии - вплоть до подбора сексуально гармоничных партнеров.