"Правительство США официально не возлагало ответственность за проникновения, о которых сообщалось, ни на какое юридическое лицо или страну". Так осторожно выразился на днях пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест, когда его попросили прокомментировать действия русских хакеров, взломавших базы данных в Аризоне и Иллинойсе", - пишет журналист в публикации на сайте "Грани.ру".
"В марте 2007 года подкомитет нижней палаты конгресса по выборам провел публичные слушания о надежности американских машин для голосования. Профессор Принстонского университета Эдвард Фелтен продемонстрировал в действии один из самых распространенных аппаратов производства компании Diebold. В списке кандидатов значились двое - Джордж Вашингтон и Бенедикт Арнольд (имя генерала, во время Войны за независимость перебежавшего на сторону противника, стало в США синонимом слова "предатель"). Фелтен трижды проголосовал за Вашингтона, но победителем со счетом 2:1 вышел Арнольд. Результат "исправил" вирус, которым профессор заразил машину.
Ненадежность электронного способа голосования привела к тому, что теперь волеизъявление дублируется при помощи квитанции, которая остается у избирателя. Тем не менее система уязвима".
"Нас загипнотизировали и успокоили последние опросы, сулящие легкую победу Хиллари Клинтон. Однако ее преимущество постепенно тает. С восьми процентных пунктов оно сократилось до 4-5. А социологическая служба Rasmussen по итогам своего опроса от 1 сентября поставила Дональда Трампа на первое место".
"...главная схватка идет сейчас за "фронтовые" штаты, где ни один кандидат не имеет гарантированного перевеса. Клинтон и Трамп ведут упорную борьбу, в частности, в одном из ключевых штатов - Флориде. По последнему опросу, отрыв Хиллари от Трампа составляет там всего два процентных пункта, 44:42, при 14 процентах неопределившихся избирателей и 4-процентной статистической погрешности. К числу фронтовых штатов принадлежит и Аризона, где имел место взлом базы данных избирателей".
"Подсадить вирус в машину несложно. Специалисты утверждают, что это обойдется всего в 15 долларов и не потребует особого умения. К тому же в пяти штатах машины не выдают избирателям квитанций. Еще в десяти выдают не на всех участках.
А что дает доступ к регистрационным данным избирателей? Их можно запутать: заменить адреса или номера телефонов. Такая путаница уже имела место в ходе праймериз. В результате избиратели не были допущены до голосования.
Подтасовками не обязательно должен заниматься вирус - это могут делать и сотрудники избирательных комиссий. В Нью-Йорке, например, после праймериз было уволено двое сотрудников, удаливших из списков избирателей по меньшей мере 120 тысяч имен.
Наконец, систему можно вывести из строя при помощи DDoS-атаки. Любой из перечисленных выше инцидентов даст возможность проигравшему оспаривать результат.
Сбои в избирательных системах случались и прежде, но не привлекали к себе особого внимания: кому интересны выборы члена школьного совета в каком-нибудь захолустье? Но если выстроить их в хронологическом порядке, трудно отделаться от впечатления, что хакеры последние шесть-восемь лет проводили полевые испытания, проверяли систему на прочность, не имея определенного плана. В 2008 году были атакованы сайты обоих кандидатов, Обамы и Маккейна. В 2012-м на несколько часов был выведен из строя сайт Митта Ромни - хакеры лишили его пожертвований, которые он мог бы получить за это время. В прошлом году взломали почтовый сервер Белого дома".
"На самом деле важна даже не сама возможность фальсификации, а рассуждения о ней. Они внушают избирателям сомнение в достоверности результата. В настоящее время 34 процента американцев уверены, что итоги голосования будут сфабрикованы. В этом, возможно, и состоит главная цель взломов.
Что сообщал нам недавно об американских выборах Владимир Путин? А вот что:
"Вот они всех учат, как надо жить, и демократии учат. А что, вы считаете, что там демократические выборы президента, что ли?.. Посмотрите: дважды в истории США избирали президентом человека большинством голосов выборщиков, а за этими выборщиками стояло меньшее количество избирателей. Это что, демократия, что ли? А когда нам говорят: "Не лезьте, это не ваше дело, мы так привыкли", - так и хочется сказать: "Ну тогда не лезьте к нам. Что вы лезете-то? Разберитесь у себя сначала".
Кто к кому лезет - вот вопрос".