"В последние дни слышал такой аргумент: оппозиция идет на обострение, но в результате становится только хуже - задержания, аресты, новые запреты. На самом деле, это не оппозиция (дай бог ей здоровья в спецприемниках!). Оппозиция стоит, где стояла, только что становится профессиональней и организованней. Но если бы на проспект Сахарова пришло 5 тыс. человек, то ничего бы не было. Власти бы дежурно давили ее митинги, ограничиваясь двумя-тремя сотнями задержаний. И все", - пишет политолог на своей странице в Facebook.
"Это не оппозиция, это волна. Также было в 2012 году. Оппозиция была крайне удивлена, увидев, что к ней пришли 50 тыс. человек вместо 10. Согласен, что не стоит преувеличивать пока масштаб волны. Она по факту не достигает еще размаха 2011 - 2012 гг. Но, впрочем, разделив на ничтожность повода и неудобство момента (регистрация на выборы в Могордуму, разгар отпусков), не стоит ее и преуменьшать. Да, это волна.
У волны, кроме того, есть еще некоторые отличия. Если в мае 2012 избиение мирной демонстрации и возбуждение серии уголовных дел явилось для общества шоком, то сейчас ситуация несколько иная. Активные оппозиционно настроенные страты психологически адаптировались к тому уровню репрессий, который Кремль демонстрировал в последние годы. Их настроение - это противостояние (мирное, разумеется), а не прогулка. (И это взбесило Кремль 27 июля.)
Второе отличие, накладывающееся на первое: готовность к протесту, и не только к протесту, но и к противостоянию, не является теперь преимущественно московской историей. Вспомним, с каким упорством и решительностью недавно противостояли сносу сквера в Екатеринбурге, вспомним Шиес. Это совсем другое настроение, чем то, что было в 2011 - 2012 гг., когда митинги воспринимались скорее как оппозиционные фестивали.
Пока Кремль удерживает это новое настроение в формате локальных сюжетов. Заметьте, с какой стремительностью были зарегистрированы кандидаты на выборы в Питере. Оно и понятно. Если бы там начались события, подобные московским, то это выглядело бы как начало цепной реакции. И этого очень боялись.
Но что могло бы объединить разнородные противостояния в разных локусах в единую волну? Одна из потенциальных связующих тем - это, конечно, репрессии против участников и нелегитимное насилие. Это то, что может трансформировать частные повестки в общую политическую эмоцию, объединить несоединимые политические группы, вовлечь нейтральных. И это одна из важнейших угроз для авторитарного правительства.
А пока лишь очевидно, что лозунг: Освободите политзаключенных! - станет одной из главных тем протестной акции в Москве".