"Директор ФСБ Александр Бортников поставил точку в существовании несуществующего. После решения главного чекиста России установить пограничную зону на границе России и Беларуси исчез один из последних атрибутов российско-белорусской интеграции", - пишет обозреватель в публикации на сайте "Грани.ру".
"Но справедливости ради нужно сказать, что решение о ликвидации этого атрибута принял все же не Бортников. Москва просто отреагировала на решение Александра Лукашенко предоставить право безвизового въезда гражданам 80 стран, среди которых государства Евросоюза, США и Канада. И если никаких проверок на границе нет, то получается, что человек, который прилетел в Минск, может буквально через несколько часов оказаться в России, побыть на ее территории несколько дней и потом так же просто улететь из Минска".
"Этот указ подписан ради одной-единственной цели - обозначения государственной границы Республики Беларусь. Но обозначить эту границу должны не белорусы, а россияне.
В этом смысле указ Лукашенко сравним с другим историческим документом - указом третьего президента Украины Виктора Ющенко о предоставлении безвизового режима гражданам практически тех же стран, что упомянуты в решении белорусского президента. Ющенко подписал этот указ практически сразу же после вступления в должность. Да, ему не нужно было обозначать границу - она у России с Украиной и так была. Но ему нужно было указать вектор развития".
"Можно сказать, что указ Ющенко - вызвавший 12 лет назад такое же раздражение в Москве, как нынешний указ Лукашенко, - сработал. Сегодня в Украине ожидают предоставления безвизового режима от Евросоюза - и одновременно говорят о необходимости введения визового режима для россиян. Это и есть то, что называется поворот в нужном направлении.
Указ Лукашенко - если только его автор по обыкновению не включит задний ход или не будет свергнут в результате российской интервенции - тоже сработает. Ведь главный его смысл - четкая демонстрация того, что не удалось не то что воссоздать Советский Союз, но даже и создать миф о возможности его воссоздания".
"...Союзное государство России и Беларуси рассматривалось в Москве как первый шаг к возвращению непутевого соседского бычка в имперское стойло, а в Минске - как возможность доить честолюбивую соседскую буренку, рассказывая ей в перерывах между дойками о любви и общих корнях.
Теперь, когда молоко у исхудавшей буренки кончилось, очумелый бычок заглядывается на скот пожирнее и хочет, чтобы старая корова больше не топталась по его территории. Государственная граница - только первая линия, которая должна будет окончательно отделить Беларусь от России. Никому не интересна корова, которая не дает молока - да еще и постоянно брыкается".