"Теодор Шанин. Среди прочих многих его заслуг есть одна очень важная - он дал создать молодой группе ученых кафедру политической философии, которая затем переросла в целый институт. Россия - большая. И в ней сотни факультетов политологии и всякой "прикладной политологии". Но их существование относится к пищеварению, а не к мозгу. Они, как известно, не смогли даже концептуализировать "путинизм", то есть выполнить своей прямой пищеварительной функции", - пишет в Facebook политолог и публицист в связи с кончиной Теодора Шанина.
"На фоне этих полчищ производителей бюрократического знания о политике, в России все путинское двадцатилетие сохранялось три точки, в которых развивалось знание о политической философии, без которой вообще невозможна республика. Надо заметить, что под влиянием разного рода "бунтов больших городов" (арабская весна, оккупай-уолл-стрит, желтые жилеты, Майдан, Болотная и др.) во многих головах укрепилось убеждение, что республика возникает из восстания. Но убеждение - следствие "фасеточного зрения", которое выделяет в историческом процессе только фрейм восстания.
На самом деле восстание приводит к республике только при наличии политической философии. Эта философия гораздо глубже, чем "идеология", на котором покоится восстание. В России был и сохранился институциональный центр Хархордина в Петербурге (Европейский университет), который был занят разработкой философских основ республиканского правления, в Москве была и есть кафедра Александра Филиппова, хотя она и содержит в названии "теоретическую социологию", но реальный ее вклад заключен в том, что Филиппов поддерживал уровень философских оснований конституционного права.
Шанин был социалистом. В отличие от консервативных Хархордина и Филиппова. И поэтому узел политической философии, который сложился у него в "Шанинке" специализировался на той части политической философии, которая сосредоточена на солидарности, справедливости, коммуникативной этике.
Путинизм, как исчерпывающе описал его Владимир Гельман, это способ "заболачивания" социального пространства, система поощряющая эрозию. В частности, и превращения в болото политического мышления. Именно поэтому те немногие институции - и одну из них создан и поддерживал Теодор Шанин - так важны. Только за счет них, за счет того, что они поддерживают некоторые сложные, глубоко фундированные традиции политической мысли, возможна республика в России.
Сам по себе "политический активизм" почти ничего не значит, если в образованном классе нет связки "политическая философия - конституционное право - система образования бюрократии". Поэтому, когда мы слышим, что Прилепин - "левый", то это просто "урчание пищеварения". Левым был Теодор Шанин. И надо молиться, чтобы созданная им школа политической философии сохранилась".