"Путин, что стало у него доброй традицией, опять по осени принялся пачками отправлять в отставку губернаторов. Такой "осенний губеропад": в природе падают листья, а в России - губернаторы. Прошлой осенью он снял полтора десятка, и нынешней идет в бодром темпе: уже отставлены главы Курганской, Астраханской, Липецкой области, города Санкт-Петербурга, буквально на днях ожидается отставка главы Читинской области, а всего, как говорят, будет опять не меньше десятка "отставников", - пишет социальный психолог в "Живом журнале".
"Причем пристяжные "политологи", кормящиеся с руки АП, обсуждают все эти отставки во вполне будничном тоне, а многие, видимо, даже вполне искренне считают происходящее вполне рутинной процедурой. Ну а, типа, что такого? Президент же у нас "царь", хехе. Регионы "его", людишки тоже "его"; вот он и тасует колоду назначенцев, как заправский шулер, "четыре сбоку - ваших нет!"
Не смущает никого даже то, как "рутинная процедура" обставляется: а ведь сценарий всех отставок действительно стандартный, уже который год: намеченную жертву вызывают из региона в Москву на "беседу", там, видимо, наш Дон Корлеоне делает региональному начальнику "предложение, от которого он не может отказаться" - и тот послушно пишет прошение об отставке на высочайшее имя. Все тихо-мирно.
А, собственно, почему? Почему все эти люди послушно пишут заявление "по собственному"? Ответ очевиден - из страха. Чего они боятся? Они боятся, что в случае отказа их арестуют: сошьют дело, припаяют "хищения" - да и посадят, как Хорошавина, лет на 10-15. А иначе - чего б им увольняться?
То бишь все эти "отставки" имеют откровенно мафиозный характер - людей выпирают с ВЫБОРНОЙ, замечу, должности под угрозой заказного уголовного преследования. Неприкосновенности у губернаторов нет, собственных силовых структур - нет, то есть перед федеральными опричниками они абсолютно (как и все мы) беззащитны. Поэтому они и не рыпаются.
Житейски понятно - но это не отменяет факта, что мы имеем дело, по сути, с федеральным рейдерством, а точнее - с захватом власти в регионе/регионах через неправомерное использование федеральной "правоохранительной" (тут только в кавычках) системы. Всем, надеюсь, понятно, что в нормальном государстве "уголовка" не может использоваться в качестве дубинки в руках "первого лица": если на губернатора есть компромат - заводите дело, проводите расследование, подавайте в суд; нет "пока" оснований для преследования - пусть человек работает!
Вопрос: а почему ж Путин действует так неуклюже, на грани фола - вызов, беседа, внезапное "прошение об отставке"? Почему не увольняет просто "по недоверию" - ведь у президента страны есть такой инструмент? Зачем это иезуитство?
Ответ тоже прост - инструмент-то обоюдоострый. Боится порезаться. Во-первых - если каждый год увольнять "по недоверию" руководство 10-15 регионов - неминуемо возникнет вопрос, что ж это за президент в стране такой "недоверчивый"? По 20% руководителей регионов в год менять - это уже не паранойю похоже!
А во-вторых и в-главных - такое "снятие" ИЗБРАННОГО губернатора - это ведь, как ни крути, конфликт не только с одним человеком, но и с населением. Получается ведь как: люди, значит, регионального главу выбрали, отдали ему где 70, где и все 80% голосов - а Путин ему, вишь ли, "не верит". Люди, стало быть, выразили доверие - а Путин недоверие. И так 10 раз подряд. Сам собой возникает вопрос - а не много ли московский "царь" на себя берет? Тем более, что он на деле-то никакой не царь, а тоже, как и губернаторы, избираемый на время руководитель?
Так что понятно, почему Путин боится применять "недоверие" слишком часто. Строго говоря, непонятно, откуда у него вообще такое право - снимать избранных руководителей, то есть противопоставлять свою "вышестоящую" легитимность "низовой", данной народом (избирателями) легитимности. Вот у губернаторов, скажем, права снимать избранных мэров на территории своих регионов никогда не было - хотя они его очень хотели. Но нет - им такого права так и не дали. А у Путина оно почему-то есть.
Но я все жду, когда найдется среди губернаторов смельчак, который прямо и открыто пошлет главу московской мафии с его "предложением, от которого нельзя отказаться". Именно с таким обоснованием - меня, мол, уважаемый Владимир Владимирович, народ избрал, народу меня и снимать с должности. В отставку не пойду, я еще не все свои предвыборные обещания выполнил, прошу извинить, если чем обидел. Честь имею!
Хорошая была бы речь, и отлуп вышел бы знатный. Посмели бы московские после такого губернатора арестовать? Вопрос. Но народным героем он точно бы стал. "Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером..."
Простите, замечтался".