"Я, пожалуй, тоже считаю, что оппозиции стоит согласиться на разрешенный митинг на Сахарова", - пишет политолог на своей странице в Facebook о московских протестах.
"Аргументы вот какие.
1) Главное событие этой протестной кампании еще впереди, оно будет не 10 августа.
2) Надо дать возможность придти и выразить свое отношение к происходящему тем, кто не хочет и боится идти под полицейские дубинки. Согласно опросу "Левада-центра", 9% москвичей не исключают для себя возможности участия в акциях протеста. Это много, это не менее миллиона человек. Оппозиции необходимо научиться выводить на улицы, ну хотя бы каждого третьего из них.
3) Главная линия борьбы сегодня пролегает не там, где стоит ОМОН. Главная линия борьбы - это борьба за московского (и российского) благонамеренного обывателя. Он не хочет дестабилизации, и не хочет того, что угрожает его "нормальной" консьюмеристской жизни. Выборы в Мосгордуму - это не то, на что он готов ее променять.
В то же время у него есть свой, вполне рациональный "порог несправедливости". Он прекрасно знает, что несправедливость, эскалация несправедливости - это то, что угрожает ему лично, и ничуть не меньше, чем дестабилизация. Он боится этой эскалации. И всегда (не только в России) борьба между оппозицией и режимом - это борьба за обывателя, за его понимание, что ему угрожает больше - дестабилизация, как утверждает режим, или эскалация несправедливости, как уверяет оппозиция. От ее исхода все и зависит.
Отказываясь от разрешенных митингов, оппозиция дает сильный козырь режиму в руки. Согласно тому же опросу "Левада-центра", как пишут СМИ (я самих данных еще не видел), 37% москвичей скорее поддерживают протестующих. И это на сегодня главная цифра для оппозиции. За нее - главная борьба.
4) Основной темой разрешенного митинга на Сахарова должно стать требование прекращения полицейского террора, развязанного федеральными властями против москвичей (Росгвардия, Следственный комитет, прокуратура, 2я служба ФСБ - все это федеральная подчиненность). Людей не должны хватать без разбора в их собственном городе, бить и под выдуманными предлогами сажать под арест и в тюрьму.
Но надо понимать, что судьбу Егора Жукова и прочих заложников сегодня решают ... московские бабушки. Если бабушки увидят в Егоре и других арестантах своих внуков, то репрессии захлебнутся (пенсионеры - главная группа поддержки режима, если их отношение изменится - рейтинг Путина рухнет). А если бабушки увидят в Жукове опасного подстрекателя и провокатора, чьи действия угрожают безопасной жизни их внуков, то нам Егора и прочих не вытащить.
(Странно, но судьбу революций в значительной степени решают те, кто в них не участвует.)
5) Как говорит теория, у разрешенного митинга должна быть четкая резолюция с конкретными требованиями (ну, примерно: 1) освобождение политзаключенных и заложников, 2) регистрация независимых незарегестрированных кандидатов, 3) гласная проверка подписей зарегистрированных кандидатов от мэрии (это очень важно), 4) отставка мосгоризбиркома, функции которого переходят временно к ЦИК).
Такая резолюция - основа для продолжения протестной кампании. И будьте реалистами - требуйте невозможного".