"Вместо людей Путин общался с досками. Это он так называл экраны, на которых появлялись министры и губернаторы", - пишет колумнист "Ежедневного журнала", делясь впечатлениями от очередной прямой линии президента.
"Работает это так. Задают люди про подорожание бензина, а Путин тут же вызывает доску с министром энергетики. И доска с министром Новаком говорит человеческим голосом: "Владимир Владимирович, разрешите доложить!" А потом ей на смену приходит доска с вице-премьером Козаком и тоже что-то говорит.
Вопрос про медицину? На это есть доска со Скворцовой. У кого-то в Томской области проблемы? А подать сюда доску с губернатором Жвачкиным! В Ставропольском крае у людей дом стоит в воде, пол провалился, люди живут вместе с лягушками, дочка с ними подружилась и играет. Доска с губернатором Владимировым пожала плечами и сказала, что без помощи Путина она лягушек из дома поднадзорных ему граждан выселить не может – полномочий не хватает. Путин обещал насчет лягушек разобраться.
Идея политтехнологов, придумавших этот цирк с министрами и губернаторами на досках, понятна. Это визуальное оформление старого тезиса: царь хороший – бояре плохие. Идея вполне рабочая, но подвели исполнители. Прежде всего, те, которые на досках. Уж больно угодливо они лебезили перед хозяином. Губернатору задает вопрос житель его региона, а он, вместо того, чтобы отвечать своему земляку, начинает приплясывать перед Путиным, мол, разрешите отчитаться и доложить. Выглядело довольно противно, хотя, вполне возможно, что народу понравилось..."
"Путин уже не первый раз сбрасывает маску человека и предстает в своем истинном людоедском обличье. И тут он тоже не стеснялся. А собственно, кого стесняться? Обслуги? Или досок этих? Поэтому на вопрос, когда российские войска уйдут из Сирии, Путин прямо сказал, что "опыт применения вооруженных сил в боевых условиях не идет ни в какое сравнение с учениями". То есть Сирия – полигон, а сирийцы – живые мишени. Еще на них можно опыты делать медицинские. Но это в перспективе.
На вопрос-заготовку: "Запад не признает Асада, зачем вы признаете Порошенко?" — Путин ответил многозначительно: "Интересный вопрос". То есть дал понять, что в его арсенале вполне возможен разрыв всяких отношений и прямая, не гибридная война с Украиной. Отметим, что это впервые.
Завершающий момент этой пародии на фарс, вопрос о будущем, о том, как успеть вскочить в уходящий поезд модернизации. "Мы должны не просто прыгнуть в последний вагон, а возглавить этот поезд", — объяснил Путин.
В Советском Союзе народу вместо публичной политики предъявляли съезды КПСС. Их было 28, последний состоялся за год до смерти СССР. Персоналистский режим фашистского типа, созданный Путиным, исключает любое не карикатурное действо в сфере политики. Фарс вместо выборов. Фейки вместо новостей. Общение с досками вместо разговора с людьми. Девочка из Ставрополья, которая играет с лягушками на провалившемся полу своего дома, на мой взгляд, стала символом сегодняшней России. Нас же все устраивает? Значит, мы все это заслужили".