"Снова нас бомбардируют опросами. Снова есть те, кто опросы обсуждает. Теперь уже не про "86% поддержки", а про "5%" считающих, что к гибели "Боинга" причастны РФ либо боевики из ДНР. Правда, есть оговорка: на самом деле, конечно, не 5%, а 5% от ответивших. Потому что 1/3 о "Боинге" не знает - или ответила, что не знает", - пишет журналист на своей странице в Facebook.
"И это - неплохая новость: 36% не ответивших. Еще 8% - сторонники фантастической версии о том, что это были террористы, не имеющие отношения к сторонам конфликта. (Насколько я помню, такая версия даже не особо озвучивалась, но когда из "ящика" постоянно говорят о террористах, она возникла сама собой).
Даже если мы уверены, что с опросом никаких чудес не было, а методика строго научная, то получится искаженная картина. Опрос в сегодняшней России - это всегда опрос об отношении людей к вопросам незнакомого человека о каких-то значимых событиях. Не к самим событиям, нет.
В свое время, в конце 90-х, я как раз занимался в том числе и опросами. Нет, не по методикам. Просто редакция издания решила, что будет очень кстати колонка "Мнение петербуржцев о..." О самых разных вещах, происходящих в городе.
Есть я, есть фотограф, который высказывающихся снимает, есть издание, которое все это опубликует. И есть вопросы - о какой-то совершеннейшей ерунде, не задевающей даже Смольный, не говоря уж о чем-то большем.
И вот тогдашняя реакция некоторой значительной части сограждан меня поразила. Ну, казалось бы: вот ко мне подходят люди, вежливо задают какой-то вопрос, ответ на который я знаю, фотографируют, говорят, что будет в газете, а газету можно получить тогда-то... Казалось бы, можно этому обстоятельству обрадоваться. Ну, лично я - обрадовался бы: можно друзьям показать - меня напечатали!
Однако часть сограждан отвечать отказалась наотрез. И самое главное - наотрез отказалась фотографироваться! В чем дело, я тогда совершенно не мог понять Теперь, видя публикации т.н. соцопросов, начинаю понимать.
Боюсь, что корни этой подавленности - не в сталинском времени, что они куда древнее. При появлении незнакомого человека из газеты у той самой части сограждан начинает тикать в мозгу какой-то странный механизм: "Так, в газете?.. А какие будут последствия? А вдруг НЕ ТО скажу? А надо ли? А не лучше ли пройти мимо - как бы чего не вышло..."
Еще раз: дело было в 90-х. Не в глухой провинции, а в Санкт-Петербурге. Вопрос по значимости - отнюдь не "Кто сбил "Боинг"? Тем не менее напуганных оказалось предостаточно.
А теперь подумайте, что случается, когда не в 90-е, а в 2016-м звонят по телефону: "Кто, по вашему мнению, сбил малайзийский "Боинг"? И что с человеком начинает происходить в этот момент?
Ну, и второе: а где людям брать информацию? Можно сказать - в Интернете найти. Но - Инетом пользуются не все, а из пользователей меньшинство реально что-то ищет. Люди едят то, что им подают. А какие именно "блюда" подают на ТВ, все и так хорошо знают.
И вот в этом наши сограждане вовсе не исключение. В этом мы - точно такие же, как все остальные, в том числе и жители цивилизованного мира. Когда публиковались удивительные ответы американцев на вопрос "Что вам известно о России?" ("столица России - Siberia" - это еще не самый худший вариант), это ведь не было выдумкой. Где-то слышали звон. Но он их совершенно не касается. Спросили бы про новые инициативы мэрии городка - ответ был бы вполне адекватным.
Так что расстраиваться совершенно ни к чему. Надо радоваться: примерно 5% опрошенных (среди молодежи - больше, 10-11%) не просто не боятся иметь свое идущее вразрез мнение, но еще и не боятся его высказать незнакомым работникам соцслужб.
Народ, а ведь это - круто! Я, вот, например, не герой, я бы трубку бросил. А они - высказались. И таких людей - много".