"Ход ожидаемый и достаточно очевидный. Первым шагом было признание паспортов ЛНР и ДНР, а теперь — признание гражданства. Естественно, обладатели документов непризнанных республик будут даже в рамках такой упрощенной системы иметь дополнительный приоритет, потому что они уже имеют какие-то соответствующие бумаги", - отмечает политолог в "Ежедневном журнале", комментируя новость о возможном введении принципа получения российского гражданства, основанного на "праве почвы".
"Почему это все делается — тоже понятно. Приближаются выборы 2018 года. И никто не знает, сколько в ДНР и ЛНР избирателей, и никто никогда не сможет этого проверить. Два миллиона или три? Так же никто не сможет проверить, за кого они там проголосуют".
"Третий сюжет заключается в том, что с идеей упрощенного предоставления гражданства выступают представители того политического лагеря, которые в течение двух десятков лет выступали против этой идеи. Причем они искренне объясняли, почему. Считалось, что не надо баловать бывших соотечественников российским гражданством и не надо позволять им сюда приехать. Это было связано с тем, что патриотические стратеги, к которым принадлежит Константин Затулин, рассматривали русское население в странах СНГ как социальную базу для возвращения СССР".
"А противостояла этому как раз демократическая общественность, исходя не только из гуманистических соображений, но и из простой логики. Русские в странах СНГ — это часто элита, с высшим образованием или хотя бы весьма квалифицированные люди, которые имеют опыт бюрократический и профессиональный. Это врачи, инженеры, управленцы, преподаватели. И они хотели вернуться сюда, потому что испытывали на себе все прелести суверенитета, в первую очередь среднеазиатского. А патриотические стратеги им этого не позволяли, потому что считали правильным держать их там из геополитических, а также "трубопроводных" соображений".
"И вдруг мы наблюдаем такой всплеск гуманизма и демократичности. Из этого можно сделать два вывода. Во-первых, есть желание сделать все побыстрее, с тем чтобы обеспечить какой-то существенный приварок к голосам за Путина. А во-вторых, проконтролировать голосование людей в ДНР и ЛНР или в среднеазиатских республиках невозможно, никаких наблюдателей туда не пустят, что нарисуют, то и нарисуют".
"Интересно то, что кремлевские стратеги за 25 лет осознали простой факт: в СНГ им не вернуться. Они совершают политический выбор между тем, чтобы держать русских без прав на гражданство там, с надеждой когда-нибудь вернуться туда самим, либо дать им гражданство в расчете на то, что, даже если кто-нибудь вернется, они все будут голосовать за нынешнюю власть. Это знаменует переход от горячечных мечтаний о восстановлении Советского Союза к прагматичным желаниям победить на выборах".
"По следам Иосифа Виссарионовича Сталина они переходят от приближения мировой революции к созданию светлого будущего в одной-единственной стране, Российской Федерации, являющейся уменьшенной копией СССР. Но через несколько лет эта территория тоже войдет в фазу внутреннего конфликта и разрушения".