"В начале второго тайма финала чемпионата мира по футболу, которым Владимир Путин одарил подведомственный ему народ, произошло вполне тривиальное по футбольным меркам событие. На газон стадиона выскочили несколько болельщиков, радостно по нему побегали с минуту, после чего были удалены с поля подоспевшими стюардами", - пишет главный редактор "Ежедневного журнала" Александр Рыклин.
"Почитатели этой древней забавы прекрасно осведомлены, что время от времени такое случается в самых разных частях земного шара, а не только в тех странах, где правит безжалостная хунта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что казус этот поначалу ничего, кроме досады и раздражения, не вызвал. Но лично я испытывал эти чувства только до той минуты, пока не выяснилось, что в данном случае мы имеем дело не с банальным хулиганством, затеянным с единственной целью, - попасть на экраны телевизоров, а с акцией прямого действия, направленной на привлечение внимания мирового сообщества к гуманитарным проблемам России. И ровно в этот момент мои чувства сменились на противоположные.
Воскресным вечером на газон Лужников выскочили четыре участника группы Pussy Riot. Каждый из них был облачен в милицейскую форму. Акция носила название "Милиционер вступает в игру" и, по словам ее организаторов, носила ярко выраженный правозащитный характер, что и отражено в сопутствующих материалах. На странице группы в Facebook приведен полный набор требований, главное из которых - освобождение всех политзаключенных.
Существует несколько критериев оценки подобного рода мероприятий, балансирующих на грани между политической акцией и художественным жестом. Одно из важнейших - масштаб зрительской аудитории. Стоит ли говорить, что финал чемпионата мира по футболу в этом смысле - лучшая площадка для акции, призванной привлечь внимание к определенной проблеме. Но и техническое воплощение заслуживает восхищения.
Замечу, что на поле "Лужников" выскочили отнюдь не случайные люди - вряд ли есть нужда перечислять заслуги группы Pussy Riot перед российским гражданским обществом и напоминать, какого рода репрессиям со стороны властей подвергались эти люди. Они, как мы знаем, умеют находить для акций наиболее адекватный формат и подбирать для своих высказываний максимально точную интонацию... В данном случае, к слову сказать, акция не ограничилась демонстрацией на футбольном поле.
Выложенный позже в Сеть ролик о фееричном допросе в отделении полиции ("Вы позорите страну! Вы обосрали Россию! Жаль, сейчас не 37 год") - ее очевидное продолжение.
Чемпионат закончился на правильной ноте... Нас всех вернули с небес на землю и напомнили, что, сколько бы мы ни радовались "празднику большого футбола", проблемы нашей страны никуда не делись. Что же касается обвинения, выдвинутого патриотическим полицейским начальником - "Вы обосрали Россию!", - то, по моему глубокому убеждению, адресовать его уместнее было бы совсем другим людям, которые, кстати, в то же самое время находились на том же самом стадионе..."