"Расстрелять вас надо! В 30-е бы расстреляли!" - кричал пьяный гопник женщине, которая, пререкаясь с водителем, просила остановить маршрутку в неположенном месте. Не потому, что он законопослушный гражданин и не любит, когда нарушают правила дорожного движения. Просто был пьян и зол, вот ему и хотелось поскандалить", - рассказывает писательница в блоге на сайте радио "Свобода".
"Учительницу английского языка в одной из петербургских школ затравили за британский флаг, вывешенный в кабинете. На педсоветах ее называли госдеповской шпионкой, русофобкой и предательницей, пока, не выдержав, она не уволилась "по собственному желанию".
"Люди - конфликтные создания. Они ругаются с родными, соседями, коллегами, пассажирами общественного транспорта, случайными прохожими, подсиживают друг друга на работе, делят между собой ресурсы и борются за место под солнцем. Борьба происходит по правилам, существующим в обществе. Если правоохранительные органы и судебная система работают как отлаженные механизмы, то в стране даже не существует понятия "донос", потому что нет ничего плохого в том, чтобы заявить на нарушителя закона. Для того, чтобы подсидеть кого-то или свести счеты, нужно только выждать, пока недруг что-нибудь нарушит, - и тут же доложить начальству, общественности или полиции.
Если в стране процветает бандитизм и дикость, то с конкурентами расправляются с помощью ножа или пистолета. Если же пропаганда распаляет милитаристскую истерию, а правительство объявляет охоту на шпионов и врагов народа, то эти методы тут же применяются на местах".
"Мало того, что кремлевская пропаганда девальвировала понятия "патриотизм", "родина", "нация" и "государство", оправдывая этими словами любое беззаконие, любые убеждения, в том числе и их отсутствие, любые реформы, даже самоубийственные для нации, даже откровенное разграбление страны и узурпацию власти - но еще и понятия "враг", "предатель" и "диверсант" за последние несколько лет обрели новые смыслы и вошли в бытовое употребление.
Начиналось-то все "безобидно". "Элита", распоряжающаяся бюджетом страны как своим личным кошельком и обслуживающая только собственные интересы, стала эксплуатировать пропагандистские трюки "свой-чужой" и "кругом враги", чтобы застраховаться от народного гнева. В России около 22 миллионов официальных бедных граждан (тех, чей доход ниже 9776 рублей в месяц), зато богатеют чиновники, попы, силовики и друзья Путина. При этом на фоне чудовищной инфляции правительство отказывается индексировать пенсии и социальные выплаты, увеличивает налоги, ложащиеся на малообеспеченные слои населения, сокращает количество получателей пособий - инвалидов, сирот, матерей маленьких детей.
Но по телевизору 24 часа в сутки рассказывают о западных шпионах, украинских фашистах и победоносной российской армии, и нищие, обобранные люди, затянув потуже пояса, соглашаются потерпеть. До жиру ли, когда НАТО у ворот? В эпоху интернета факты трудно замолчать, зато их можно заболтать! Если оппозиционный политик предает огласке факты чудовищной коррупции среди государственных чиновников, то его тут же обвиняют в предательстве интересов страны. А если журналист говорит об уничтожении доступного образования и медицины, его записывают в наймиты Запада".
"Политики, поначалу использовавшие эту риторику стеснительно, "в меру", быстро вошли во вкус. То, что еще недавно можно было услышать из уст маргиналов, сегодня произносят министры и депутаты: время военное, Путин - отец нации, а кто не с нами, те "конченные мрази". Манера клеймить друг друга быстро прижилась и в телевизионных ток-шоу, и в интернет-сообществах, и среди медийных лиц, и среди "диванных бойцов" - ругаться стало проще, все же "предатель" и "враг народа" звучит эффектнее, чем "сам дурак".
"Маховик раскручивается с ошеломляющей скоростью. В 2012-м Путин сделал ставку на противопоставлении "мы - они", в 2014-м страна разделилась на патриотов и нацпредателей, а в 2016-м на официальном уровне заговорили о законах об идеологии и патриотизме. В ближайшее время нас ждет ужесточение законов за осквернение государственной символики, расширение понятия "чувства верующих" (в конце концов, верить можно не только в бога, но и президента), упрощение доносительства, а возможно, и поощрение за него. Это делается и для того, чтобы отвлечь сограждан от насущных проблем, предлагая выплескивать агрессию в бессмысленной горизонтальной борьбе.
Потому что если нашим людям дать возможность сажать друг друга за неуважение к флагу или богу - они отдадутся этому занятию с нешуточной страстью и посвятят ему все свободное время".
"Еще пять лет назад мы бы не поверили, что в России будут массово пользоваться понятиями "враг народа" и "пятая колонна". Сегодня они уже вошли в бытовой обиход. Пока что с их помощью соотечественники только ругают друг друга и портят друг другу нервы. Но если процесс пойдет дальше - начнут портить и жизни".