"Мы присоединились к уколовшимся (пока первый укол) российской вакциной. Пока я жду, когда подействует фервекс (температура ночью, как обещали, поднялась), напишу одно рассуждение по этому поводу. Читал в комментариях недоверие к Спутнику, выстроенное в такое логике: "вы же видите, что творится с государством, законотворчеством, допингом, плагиатом, наукой, - все же разрушено и не работает. Вот и вакцина эта - сплошное очковтирательство", - пишет историк на своей странице в Facebook.
"Подумал, что тут есть важное отличие в моей оценке ситуации в стране в целом (и, соответственно, перспектив России после ухода нынешних начальников), а не только с вакциной. Я тоже вижу кризис во многих областях жизни, разрушающий хорошие начинания и работающее наследие, я тоже вижу удушающую бюрократию, убивающую науку, образование, здравоохранение, бизнес. Но я не считаю, что все убито. В стране живут и работают миллионы талантливых людей, - и то, что мы видим прежде всего язвы, не означает, что кроме язв ничего не осталось.
Другими словами, критики считают, что на следующий день после ухода "кооператива "Озеро"" и его пропагандистов мы увидим пустынный ландшафт, какой предстал перед глазами героя "Матрицы", - "Добро пожаловать в пустыню реального". С такой оценкой можно, наверное, сразу уезжать из России. Мне же представляется, что как только получится снять бюрократические барьеры и отчеты, вернуть свободу и установить суды (да, это все огромные задачи) в стране будет кому вздохнуть полной грудью. И, возвращаясь к вакцине: ее разработка настолько далека от моих научных интересов и компетенций, что мне остается принимать (или не принимать) на веру экспертные оценки. Но еще - исходить из вот этого общего представления о том, что наука в стране еще есть, несмотря на присосавшихся к ней бюрократов и ломающуюся систему экспертизы. В общем, - это выбор моего исторического оптимизма".