"В понедельник "Единая Россия" и Австрийская партия свободы подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, направленное на обмен опытом между двумя странами в области экономики, торговли и инвестиций. Соглашение рассчитано на пять лет. Если кто не знает, Австрийская партия свободы - это ультраправые, и среди тех, кто поддерживает ее идеи, по мнению многих экспертов, - наследники тех, кто в прошлом сочувствовал идеям гитлеровской НСДАП", - пишет политик из Санкт-Петербурга в блоге на сайте радио "Свобода".
"Похоже, что "Единая Россия" нашла себе достойного союзника для обмена опытом. Согласно сайту ЕР, приводящему мнение вице-спикера Государственной думы Петра Толстого, диалог между партиями приобретает огромное значение в условиях дефицита доверия между Россией и Евросоюзом. Действительно, лучший способ компенсировать отсутствие доверия между Россией и демократической Европой - найти его с Европой националистической. Похоже, что партия Путина воспринимается как своя в среде австрийских ультраправых, которые имеют разветвленную сеть партнеров по всему миру, в том числе с французской партией "Национальный фронт" Марин Ле Пен".
"Соглашение "Единой России" с АПС фактически означает признание на государственном уровне возможности сотрудничества с европейскими националистами. Эта правая ласточка, залетевшая так далеко, может быть не последней.
Но какой резон от этого союза правым? В начале 1990-х годов Хайдер, выступая против иммиграции, заявил, что идеология ислама направлена против западных ценностей. По его мнению, права человека, равенство женщин и демократия несовместимы с мусульманской религиозной доктриной. Современная АПС готова вступить в союз с партией, получающей под 90% голосов мусульман на выборах любого уровня. Но при этом очевидно, что и демократические, и правозащитные ценности в России - далеко не на первом месте. Да и недавний закон об отказе от уголовного наказания за "семейные побои" не способствует равенству женщин и мужчин. Выходит, что дело не в ценностях, а в чем-то другом - например, в экономической выгоде.
Похоже, что "Единая Россия" желает официального признания своей симпатии к ультраправым европейским движениям. Означает ли это, что Кремль хочет сформировать в Европе альтернативный центр силы под собственным руководством? Заметьте: если во времена Советского Союза акцент делался на коммунистическую идеологию, то сейчас - на консервативно-националистическую. Возможно ли такое развитие событий, при котором "империей зла" будут называть - как когда-то СССР - националистическую Россию, стоящую во главе ультраправых по всему миру?
Полагаю, тут дело в расчете на так называемую вилку. В России много говорят о периодически возникающих неформальных связях правых и неонацистских группировок с администрацией президента. Есть и эксперты, которые считают: Путин давно научился использовать националистов в своих целях. Вилка заключается в том, что либо Европа пойдет на уступки Путину, либо кремлевская поддержка будет оказана праворадикальным партиям, которые создадут множество проблем идеям европейского гуманизма, работая в том числе на раскол Европы.
Не меньшее беспокойство вызывает и потенциальная возможность финансирования Кремлем правых группировок по всему миру. Неужели наша экономика может себе позволить подобную роскошь, не говоря уж о моральном аспекте этой истории? Кремль демонстрирует: руководство России совершенно не разборчиво в своих политических связях. Партия власти вступает в союз с наследниками партии, которую основали, скажем корректно, в том числе бывшие нацисты. И это при том, что в России - культ Великой Победы!.."