Множество экспертов находят различные объяснения решению Синода РПЦ отказаться от участия во Всеправославном соборе, собравшемся на Крите впервые почти за полторы тысячи лет.
Как пишет на сайте Kasparov.ru Ксения Кириллова, публицист, работавшая в 2008-2011 годах пресс-секретарем Отдела по работе с молодежью Екатеринбургской епархии, большинство объяснений этого отказа связано с богословскими спорами или церковной политикой. "Однако ряд специалистов уверены: решение о неучастии принял именно Кремль, и без его санкции дела столь высокого уровня попросту не решаются", - отмечает журналист. И в этом случае отказ от участия "вполне вписывается в общую изоляционистскую политику Москвы, и, напротив, приезд российской делегации на Крит в глазах Кремля выглядел бы серьезной угрозой формируемой им идеологии".
Из таких угроз можно выделить три основных.
"1. Кремль давно рассматривает РПЦ как свой инструмент влияния в гибридной войне, как орудие пропаганды, дипломатии и даже разведки... Для "чекистского" сознания российского руководства недопустима сама мысль о том, чтобы позволить какому-то иному органу оказывать влияние на их "агентов". Мысль же о том, что одна из опор нынешней политики Кремля вынуждена будет подчиняться решениям какой-то иностранной организации (!), кажется для них и вовсе кощунственной...
2. Участие в Соборе также разрушило бы ряд важнейших мифов кремлевской пропаганды, на которых последние несколько лет строится вся легитимизация политики Кремля в глазах населения... Признание Всеправославного собора означало бы, что российские "духовные скрепы" отнюдь не уникальны, что в мире существует множество других православных церквей, которые в христианском мире занимают более важное положение, чем РПЦ МП... Для Кремля немыслимо признать, что существует православие, отличное от Москвы, Путина, "сакрального" Крыма, "духовных скреп", "донбасских ополченцев", "российской империи" и всей остальной идеологии, которой в России уже много лет подменяется христианство...
3. Вторым мифом, которому угрожало участие РПЦ в Соборе, стала концепция о том, что Россия находится "в кольце врагов"... О каких "врагах" можно говорить, если мы признаем, что иностранные церкви являются для Москвы братскими во Христе?.. И как объяснить привыкшим к черно-белой пропаганде телезрителям, что защищать ложь и мифы РПЦ теперь нужно не от "бездуховных геев" и "коварного Госдепа", а от более древних, чем русская, церквей, от братьев-христиан?"