"Методички в судах - дело абсолютно реальное. Вышло это из практики Мосгорсуда, видимо. Это там спускались указания не удовлетворять жалобы на незаконные действия чиновников или жалобы на следователя. На этой неделе один наш юрист рассказал, что видел у знакомого судьи многостраничный прайс по компенсациям морального вреда. На все случаи жизни. Из облсуда спущен. А им всем, я уверен, из Верховного суда", - пишет правозащитник на своей странице в Facebook, в связи с приговором, вынесенным в отношении студентки Варвары Карауловой.
"Причем сделано это было не так давно. Я еще помню, когда суды назначали в разных регионах суммы, в 30-40 раз отличающиеся при схожих обстоятельствах. Например, за запытанного до смерти ментами в Забайкалье - 100,000 рублей, а за запытанного до смерти старослужащими солдатика в Новосибирске - 3,5 млн рублей. Сейчас такого не встречается. Единообразия стало больше, суммы компенсаций в целом меньше, а в исках к казне и вовсе мизерные по всей стране.
Такие же методички спускаются и по уголовным делам. Иначе нельзя объяснить внезапное в 2015 году назначение реальных сроков по экстремистским делам - сразу несколько десятков и по всей стране, хотя до этого о таких не вспомнить. Разве что при рецидиве преступлений.
Причем в методичке явно так и пишется - по делам экстремистской направленности судам назначать, по возможности, наказание, связанное с реальным лишением свободы, даже совершившим впервые. Признание вины повышает шанс остаться на свободе, но тоже не гарантирует.
Или вот по Карауловой - статья ее давно обкатана, прежде всего на Северном Кавказе. Она чекистская, особо контролируемая. Такими делами отчитываются на всех этапах: выявления, раскрытия, задержания, возбуждения дела, направления в суд, а потом и на уровне приговора и апелляции. Срок там 3-4 года общего режима при условии признания вины. Варвара вину не признавала (как я понимаю), таким методичка диктует назначать выше. Один из соседей по ШИЗО Ильдара Дадина в ИК-7, чеченец, как раз сидит за идентичные действия - приняли при пересечении азербайджанской границы, ехал в Сирию. Молодой парень, выпускник вуза, ранее нигде и никак, вину признал, получил три года.
А подвергаться воздействию общественного резонанса и давлению на суд и отступать от методических рекомендаций - это, знаете ли, опасное поведение. 40 судей в прошлом году к уголовной ответственности привлечены, а сколько по-тихому ушли в отставку после неприятных интимных подробностей отношений с силовиками, и не сосчитать.
Если раньше судебная система выглядела конвейером, то сегодня она просто запрограммированный аппарат по выдаче пузырьков боярышника".