Global Look Press

"Бой за Мосул, второй по величине город Ирака, вряд ли будет легким, несмотря даже на подавляющее, многократное преимущество атакующих в численности живой силы, на мощную артподготовку и авиационную поддержку со стороны ВВС США и других стран коалиции. В наступлении участвуют 25 тысяч солдат регулярной иракской армии, включая неплохо показавший себя в боях за Фаллуджу и Рамади спецназ. Прибавьте к этому многотысячные формирования курдов - известной бесстрашием и боеспособностью "Пешмерги" - и не менее многочисленные отряды иракского "Народного ополчения", и может показаться, что исход битвы предрешен", - пишет востоковед в блоге на сайте радио "Свобода".

"Однако у джихадистов было полно времени, чтобы как следует подготовиться к обороне. Под землей прорыта целая сеть тоннелей - для передвижения летучих отрядов. Заминированы дороги и мосты, созданы минные поля, установлено множество замаскированных взрывных устройств-ловушек. На крышах жилых домов и общественных зданий размещены сотни снайперов-смертников, намеренных отстреливаться до последнего патрона.

Поэтому непонятно, как долго может длиться штурм и к каким потерям он может привести, в том числе среди мирного населения. Во многом это зависит от того, какое стратегическое решение примет руководство "Исламского государства" (организация запрещена в России. - Прим. NEWSru.com): прикажет ли всем пяти-шести тысячам своих бойцов держаться до конца и умереть в Мосуле или же попытается вывести большую их часть в Сирию, для того чтобы готовиться к последнему бою там. Однако второй вариант чреват катастрофой для джихадистов. Отступающие войска всегда несут особенно высокие потери".

"И конечно, большой вопрос: не приведут ли успехи коалиции к новому витку террористической войны, которую ведут против стран Запада радикальные исламисты? Да и не только Запада, известно, что в планах террористов нанесение ударов и по российским целям".

"Два бельгийских мусульманина марокканского происхождения - Рашид и Ясин - недавно дезертировали из "халифата" и бежали в Турцию. В интервью корреспонденту британской газеты "Индепендент" они рассказали, что лидеры "Исламского государства" близки к тому, чтобы смириться с грядущей потерей не только Мосула, но и своей "столицы" - города Ракка - и всех других захваченных ими территорий и в Ираке, и в Сирии. Утратив большую часть нефтяных доходов, неся чувствительные потери в живой силе и технике, они теперь мечтают возродить "исламское государство" в другой ипостаси - международного террористического подполья".

Именно этого более всего и опасаются многие западные политики и обозреватели. "Освобождение Мосула может означать конец одного ужаса и начало чего-то другого - почти столь же ужасного", - пишет в редакционной статье британский журнал "Экономист".

"По разным оценкам, в Сирии и Ираке воюют 20 или 30 тысяч иностранных бойцов из 80 стран мира. Возглавляет список, как ни странно, Тунис. Почему эта самая демократическая и передовая, самая светская и европеизированная из всех арабских стран дала более всего джихадистов (около шести тысяч) - тема, требующая отдельного исследования. На втором месте - Саудовская Аравия, что не кажется удивительным, ведь это колыбель радикального политизированного ислама. А на третьем - Россия, которая дала джихадистскому воинству почти две с половиной тысячи бойцов, причем у них репутация самых бесстрашных и самых жестоких. Ненамного меньше "вклад" Франции, сотни молодых людей прибыли воевать и умирать под черными знаменами из Британии, Бельгии, Германии и других западноевропейских стран".

"Нет сомнений, что уничтожение "Исламского государства" может вызвать всплеск террористической активности в странах Запада и в России. Но можно надеяться, что всплеск этот будет кратковременным. Точно так же лечение смертельно опасного недуга может поначалу оказаться мучительнее, чем симптомы самой болезни. Но это ведь не значит, что надо отказываться от хирургии, облучения или химиотерапии? Люди идут на страдания в надежде вылечиться, и достаточно часто их надежды оправдываются.

Главное - не дать террористам овладеть ядерным и другими видами оружия массового поражения, сбить волну, предотвратить особенно эффектные теракты вроде уничтожения башен-близнецов в Нью-Йорке, потому что такие события, многократно воспроизводимые затем на телеэкранах, воспринимаются как триумф джихада и вербуют для него множество новых сторонников.

Обозревателям не надо запугивать обывателя. Как справедливо заметил Барак Обама, вероятность утонуть в собственной ванной или умереть в результате бытовой травмы в современном мире выше, чем погибнуть от рук террористов. Не говоря уже о гораздо более серьезной опасности - шансе попасть в автокатастрофу. Но, увы, страх продает газеты и рекламное место на телеканалах и в интернете".