"Все это время у меня перед глазами одно лицо. Лиза. Мне очень трудно о ней писать, как наверняка и всем, кто знает ее лично, видел, как и чем этот Человек живет. Бомжи, хосписы, дети. Я все понимаю, но пока не нашли тела, не хочу о ней в прошедшем времени", - пишет журналист в Facebook в связи с катастрофой самолета Ту-154 над Черным морем.
"Лиза - очень сильная, упрямая, отчаянная. Одержимая и настоящая. Таких не просто мало, их почти нет. Лиза - единственный человек в моей жизни, из-за которого я готов врываться в ветки комментов к чужим постам, успешно или безуспешно пытаться что-то объяснять, кого-то переубеждать в паблике и в личке.
Когда года два назад я написал пост в ее поддержку - она тогда впервые полетела на Донбасс, и на нее набросилась половина "принципиальных" "либералов" (да, оба слова в кавычках), в недавнем прошлом ее фанатов, – Лиза при встрече просто взяла меня за руку и сказала: "Стас, спасибо, но ты не траться, не подставляйся. Я же сама упертая, упертых не переубедишь, я знаю. Пока меня там не убьют нахрен, они мне все равно не поверят".
Это все, что я пока готов написать про нее. Теперь не про нее.
У меня есть друг, американский журналист, радикальный пацифист, участник антивоенных митингов времен Вьетнама, жесткий противник войны в Ираке. Всегда презирал ура-патриотизм и то, что американцы называют flag-waving (размахивание флагами). В 2006-м я заехал к нему и был поражен, увидев на его доме звездно-полосатое полотнище. Оказалось, в тот день в Ираке было сбито сразу три военных вертолета, погибло много десантников.
- Майк, я что-то не понимаю, ты же против войны, - сказал я ему. - А эти ребята летели воевать.
- Эти ребята - американцы, - ответил Майк. - Один из них родом из нашего города. Я против этой войны. Но я не могу ничего не чувствовать, когда гибнут мои соотечественники.
Можно быть против Путина, против войны вообще и против российской войсковой операции в Сирии. Можно не смотреть телевизор и презирать пропаганду. Но публично радоваться смерти своих сограждан (или выражать свое "нейтральное" мнение в терминах "да мне вообще наплевать", "вот ни разу ни жаль" и так далее в том же духе) - нельзя. Не испытываете никаких чувств - бывает, особенность вашей личности и опыта, никто не заставляет каждого выражать соболезнования или вешать на аватарку российский флаг. Просто промолчите.
Потому что сегодня любые слова на тему этой трагедии, кроме сочувственных - проявление худших человеческих качеств автора, какой бы убедительной логикой они ни были продиктованы. Рассуждать о закономерности смерти сегодня - низко и недостойно.
Мои глубокие соболезнования близким всех погибших, всем, кого потрясла эта нелепая и ужасная смерть, всем, кому сегодня просто больно".