"Массовые протесты 2011 года сложились из двух вещей - накопленных усталости и недовольства и откровенных фальсификаций результатов парламентских выборов. Если бы голоса в Москве в декабре 2011 были посчитаны точно - так, как москвичи проголосовали - протестов бы не было. У "Единой России" было бы меньше мест в парламенте, ненамного. Усталость от экономического кризиса и недовольство "рокировкой" были бы теми же, а протестов бы не было", - пишет профессор Чикагского университета в Facebook.
"Сейчас видно, какой создается потенциал у протестов осенью 2019. И если первая причина - усталость от долгой стагнации - объективна и долгосрочна, то вторая делается руками московских властей. Или - чьими-то другими - при попустительстве московских властей. Но это неважно - важно, что те, кто подделывает подписи за "своих" и фиктивных кандидатов, не дает полиции реагировать на вопиющие провокации против оппозиции, забрасывание фекалиями и т.п. готовит массовые протесты после выборов. Сейчас самый вероятный сценарий выглядит так - кандидатов от оппозиции не регистрируют, замаскированные "общественники" побеждают "фиктивных" ("Голос" прав - те, кто получит меньше голосов, чем подписей - это фиктивные кандидаты) и это все закладывает фундамент для повторения протестов 2011-12.
И аресты Навального и Волкова помочь не могут - семь лет назад массовые протесты произошли без организаторов. Просто десятки тысяч людей были искренне возмущены масштабными фальсификациями на выборах. Если "победа" в 2019 году будет одержана такими же методами, снова будут десятки-сотни тысяч возмущенных людей.
Уже сейчас, очевидно, ситуация в Петербурге такова, что руководству страны лучше попросить Беглова покинуть пост, например, назначив его на какую-то почетную должность. С учетом того, насколько он непопулярен, уже было бы лучше - в том числе для президента Путина, чтобы Беглов проиграл, а не выиграл. Политик, у которого реальная популярность 30-40%, но которому с помощью админресурса дотянули до 55%, может быть активом для президента. Но политик с реальной популярностью 10-15%, которого "дотянули" до 50% (и даже "объявили" что 75%) - это просто живая бомба под центральную власть. (То, что Беглову пришлось "рисовать" подписи показывает, что реальная популярность может быть и ниже 10%.) Выборы в Петербурге властью уже проиграны - там либо побеждает "протестный кандидат", либо Беглов, который будет катализатором протестов на обозримую перспективу...
В Москве есть еще возможность сделать лучше. Мне лично альтернативный сценарий - кандидатов от оппозиции защищают от разбоя, собравших подписи регистрируют без проблем, считают голоса честно и получают в Мосгордуме группу из нескольких оппозиционных депутатов - кажется гораздо более стабильным, спокойным, устойчивым - в том числе и для Собянина и Путина. Политическое противостояние жителей столиц и остальной страны - типичнейшая ситуация по всему миру. Во многих странах, в том числе далеких от развитой демократии оппозиция контролирует политическую власть в столице. Это только добавляет стране устойчивости!
В Москве в 2019 году нет возможности, что оппозиция возьмёт большинство в Мосгордуме - даже при самом благоприятном сценарии. (А я, например, не уверен, что Илья Яшин победит Валерию Касамару - у него свои плюсы и минусы, у нее свои и мне лично не очевидно, что ее плюсы в глазах избирателей не перевесят.) Речь не идет о передаче власти - речь идет лишь о более стабильном балансе.
В 2013 году лидера оппозиции Алексея Навального допустили до выборов мэра Москвы и дали, пусть и с огромными ограничениями, проводить агитацию. После выборов были отмечены серьёзные нарушения, но в целом результат подсчета голосов (Собянин набрал как минимум в полтора раза больше голосов, чем Навальный) не оказался возмутительным. Потому что, видимо, именно так и было проголосовано. Если бы за Собянина на самом деле было бы 25%, а написали бы 53%, был бы взрыв как за два года до этого. А так москвичи не почувствовали себя обокраденными, как в 2011 году.
И сейчас не нужно рисковать - нужно навести порядок с бандитами, нападающими на сборщиков подписей и агитаторов оппозиции, зарегистрировать кандидатов, собравших подписи и вычистить "фиктивных" кандидатов с фальсифицированными подписями и потом признать реальные результаты. Нельзя рисковать массовыми протестами ради чьих-то мелких интересов".