"Перед нами нескончаемое реалити-шоу. Это образ и смысл его жизни. Он проводит перед телевизором от четырех до восьми часов в сутки и, наверное, еще столько же в телевизоре. Чтобы дать ему возможность насмотреться вдоволь, встречи и совещания с участием президента не планируются раньше 11 часов утра. Но и позже он не выключает телевизор на жилой половине и, сидя на совещаниях, прислушивается к сообщениям телевизионных дикторов", - пишет журналист в колонке на сайте "Грани.ру".
"Свои кадровые решения он принимает, глядя в телевизор, - там, среди экспертов Fox News, он находит кандидатов на важнейшие вакансии в правительстве. Это дитя телеэфира, его порождение, его гомункул: меня показывают - ergo sum. Никакой реалити помимо телевизора для него просто не существует. В телевизоре он черпает доказательства своей гениальности и свидетельства заговора против себя. Телевизор, в свою очередь, тиражирует его хвастовство и косноязычные нападки и увлеченно комментирует их.
Это смотрящие друг на друга зеркала, дурная бесконечность в духе Кэрролла. Обычно говорят о его гипертрофированном самомнении, мании величия. Но есть подозрения, что весь этот нахрап - наоборот, от неуверенности и уязвимости. Его нарциссизм - следствие комплекса. Вся его энергия направлена на самосохранение. Он нападает, потому что защищается.
Он все еще ведет президентскую кампанию. В его приватной столовой рядом с Овальным кабинетом, где он проводит большую часть рабочего дня, до сих пор висит карта Америки с результатами президентских выборов 2016 года. Он дарит экземпляр посетителям в качестве сувенира. Ему необходима подпитка от восторженной толпы. Сразу после выборов он отправился по городам и весям в "турне победы", потом ему организовывали митинги в сложные моменты, чтобы ободрить и показать народную поддержку. Затем пришел черед выборов в Конгресс, и он опять разъезжал по стране, хвалил республиканских кандидатов, но в основном самого себя. Он до сих пор уверен, что его поддержка обеспечила кандидатам избрание, хотя это далеко не так. Но иное у него просто не укладывается в голове. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда".
"В администрации Трампа рекордная текучка кадров. У него уже третий шеф аппарата, третий советник по национальной безопасности, второй госсекретарь, вакантны посты министра юстиции и министра обороны. Генерал Мэттис, подавший в отставку из-за несогласия с преждевременным выводом войск из Сирии, дал Трампу два месяца на подбор своего преемника, но президент, недовольный выносом сора из избы, настоял на увольнении Мэттиса с 1 января. Некоторые госслужащие установили также рекорд краткости пребывания на своем посту. Советник президента по национальной безопасности Майкл Флинн занимал свой пост 24 дня. Директор Белого Дома по коммуникациям Энтони Скарамуччи - 10 дней. Но когда обстановку в Белом Доме называют хаотичной, президент говорит, что это фальшивая новость.
И даже не потому, что он хочет обмануть публику, - он и правда не считает эту обстановку хаосом. Он в ней как рыба в воде. Скандалы и ссоры подчиненных его только бодрят и освежают. Утверждают, что он даже доволен победой демократов на выборах в нижнюю палату: он видит в них "полезного антагониста", ему нужна конфликтная атмосфера, которая, по его убеждению, повышает его шансы на переизбрание".
"Он ощущает себя совершенно одиноким. Все его предали или готовы предать, особенно когда говорят, что он не имеет права делать все что хочет.
"Никто не знает систему лучше, чем я, - вот почему я один могу ее исправить", - говорил он в своей речи на национальном съезде республиканцев, принимая номинацию и обещая "осушить вашингтонское болото". Многие надеялись, что система его приручит и обтешет. Этого не произошло, но и он ее не исправил.
У американской политической системы большой запас прочности. Отцы-основатели были наивными скептиками. С одной стороны, они не обольщались относительно человеческой природы и сделали все, чтобы обуздать ее негативные импульсы. С другой - изобретенная ими система держится буквально на честном слове и предполагает наличие в человеке таких сдерживающих факторов, как стыд и совесть. "Все, что способно влиять на сознание человека, - клятва, совесть, любовь к родине, семейные привязанности и родственные узы - является гарантией их порядочности", - писал Джон Джей о сенаторах. Сегодня подобные сентенции воспринимаются разве что с горькой усмешкой.
И все же, к чести отцов-основателей, система доказала свою жизнеспособность. Она находила легитимный выход из самых тяжелых кризисов. В 2000 году девять членов Верховного cуда присудили победу в президентской гонке Джорджу Бушу-младшему. Сторонники Гора были раздражены и недовольны этим решением, но никто не пошел с дрекольем штурмовать Белый Дом. Дональд Трамп живет в иллюзорном мире. Его убеждение в том, что народ восстанет, если ему устроят импичмент, выглядит нелепо и смешно.
Его одинокий подкоп под устои американской демократии - разделение властей, свободу прессы, верховенство закона - в конечном счете обречен, но вреда он может наделать еще много. По этой причине боссы Республиканской партии сегодня задумываются, стоит ли делать ставку на переизбрание Трампа на второй срок. Задумаются и избиратели, проголосовавшие за Трампа для прикола. А одной "электоральной базы" - твердого ядра трампистов - ему может и не хватить".