06photo / DepositPhotos
ВСЕ ФОТО

"В Китае промышленное производство восстанавливается стремительно, а розничные продажи - нет (на графике приведены процентные изменения к предыдущему году). Почему - не совсем понятно. Китайская статистика не всегда надежна, а реального обсуждения китайской экономической политики нет", - пишет профессор Чикагского университета на своей странице в Facebook.

"И дело не в секретности - не факт, что китайское руководство понимает происходящее лучше, чем посторонние наблюдатели. (Как всегда в таких странах "внутри" больше информации, но нет таких экспертов как "снаружи", так что неизвестно.) Однако известно, что они делают - и это дает некоторое представление о том, чего они опасаются.

Эксперимент состоит в том, что они раздают (пока в малых, но заметных масштабах) гражданам ваучеры на покупку базовых товаров. Эти ваучеры интересны тем, что очень быстро, в течение недели, сгорают. На них можно купить продукты, но их нельзя "заначить".

Судя по тому, что осуществляется такая мера, власти считают, что у них там "ловушка ликвидности" - если людям раздавать деньги, то они их будут сберегать, а не тратить. Прямо скажем, странный феномен - в таких разных странах как США, Великобритания, Россия, Италия, Бразилия нет сомнений, что если гражданам раздавать деньги, то, как минимум, малообеспеченные (до 30-40% домохозяйств) будут деньги расходовать, а не сберегать. Как сберегать тем, у кого нет сбережений - нужно же тратить их на жизнь. А вот китайские власти почему-то боятся сбережений.

Если это поведенческое изменение - резкий массовый переход всех, включая бедную половину - на режим сбережения, то, хотя и предсказуемое, очень масштабное. Впрочем, подавляющее большинство китайцев в своей жизни не видели ни одного экономического спада (только замедление роста), ни одного снижения доходов. Может, от этого такая резкая реакция?

Какая перспектива у этого эксперимента - не знаю. Пока это работает, потому что в малом масштабе. Чтобы это на чем-то серьезно сказывалось, нужно, чтобы это охватывало массу народа. То есть, фактически, создается вторая государственная валюта - и как теперь будет осуществляться денежная политика? Интересно".