Завершившиеся в Лондоне аукционы подорвали веру в особый русский путь на арт-рынке. Главный их положительный итог - русский арт-рынок окончательно стал частью мирового и живет по тем же законам. И также переживает кризис, пишет "Коммерсант".
Больше всех не повезло Bonhams, который проводил аукцион первым. Единственная крупная удача аукциона - это работа Василия Кандинского "У берега моря", которая ушла с молотка за более чем 100 тыс. фунтов (150 тыс. долларов)
Sotheby's, торговавший вечером в тот же день, как отмечают эксперты, спасся крепким подбором качественных полотен и харизмой аукциониста Марка Полтимора. Но дневные торги Sotheby's, состоявшиеся на следующий день, прошли слабо.
Аукционист MacDougall's, впервые решившийся устроить вечерние статусные торги, продал только безоговорочно отличные работы - которых не хватило для того, чтобы вытянуть процент продаж выше 40, лотов было явно слишком много (около 700).
Торги Christie's прошли в хорошем темпе и с хорошим настроением, поскольку цены на все снизили на треть. Итоговая сумма тем не менее составила у Christie's всего 14,8 млн фунтов - против 25,2 млн фунтов у Sotheby's; для обоих аукционных домов это третий результат в "русской" категории, находящийся на уровне чуть ниже 2006 года.
В среднем торги русской живописью и прикладным искусством, иконами и книгами принесли 55-60% по количеству проданных лотов и около 60% по суммам (в сравнении с эстимейтами).