В четверг в российский прокат выходит фильм режиссера Александра Атанесяна по повести Владимира Кунина "Сволочи".
В картине рассказывается о якобы существовавшей в годы Великой Отечественной войны в горах Алатау под Алма-Атой спецшколе НКВД по подготовке диверсантов-смертников из малолетних преступников-сирот.
В 1943 году только что освобожденный из тюрьмы полковник Вишневецкий (Андрей Панин) организует военную школу подготовки диверсантов. Офицеру помогает его старинный друг, кладовщик дядя Паша (Андрей Краско). Воспитанников для этой школы набирают из тюрем и колоний из числа 14-15-летних подростков. После суровой подготовки их отправляют на уничтожение горно-альпийской фашистской базы. В ролях снялись Владимир Кашпур, Андрей Панин, Андрей Краско, Александр Головин.
Сирот, которых никто не будет искать, учат основам рукопашного боя, альпинизма и обращению с оружием и парашютом. Малолетние преступники не знают, что из них делают смертников.
Как отмечают критики, сцены из фильма "Сволочи", несмотря на то, что действие происходит во время Великой Отечественной войны, похожи на сцены из недавно вышедшего российского блокбастера Федора Бондарчука "9 рота", похожи и образы героев.
Как стало известно, ФСБ России официально опровергает наличие исторической основы в вышедшем на экран фильме "Сволочи". Как говорится в поступившем в ИТАР-ТАСС сообщении Центра общественных связей ФСБ, в связи с выходом фильма в ЦОС поступают обращения представителей СМИ и ветеранской общественности о соответствии сюжета фильма исторической действительности.
ЦОС сообщает, что "в архивах ФСБ и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан каких-либо материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД такого рода "детских диверсионных школ", аналогичных описанной в фильме, не имеется".
Также нет и документов об операциях по переброске диверсионных групп из числа подростков советскими органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны, подчеркнули в ФСБ.
В ФСБ отмечают, что служба "располагает документальными материалами о практике использования детей в диверсионных целях спецслужбами фашистской Германии".
"В ФСБ России хранятся документы о немецкой школе по подготовке диверсантов из подростков, организованной Абверкомандой-203 в июле 1943 года в населенном пункте Гемфурт возле города Кассель, - отмечается в сообщении ЦОС. - Согласно архивным материалам, для обучения в школе сотрудники абвера вербовали находившихся на оккупированной территории в детских домах в городах Орша и Смоленск".
В то же время режиссер фильма Александр Атанесян говорит о том, что у него нет оснований не верить Владимиру Кунину, который был в этом лагере. "Он был сыном актера, эвакуированным в Алма-Ату. Потом папа замучил сам себя совестью, что в такое тяжелое для страны время имеет бронь и отсиживается в эвакуации, и, не подумав о сыне, ушел на фронт. Сын остался один, прибился к беспризорникам, бродягам, к преступникам, которых было полно в эвакуированном Казахстане, в Алма-Ате, в частности. Дальше попал в тюрьму, потом попал в этот самый лагерь", - рассказал режиссер. По его рассказу, Кунин не попал на спецзадание, почему, он об этом не говорит.
Однако в интервью РИА "Новости" Атанесян признал, что, по его сведениям, в Советском Союзе детских диверсионных школ не существовало. Он отметил, что не претендует на историческую достоверность.
"Я сторонник того, что искусство оперирует не категориями правды, а категориями художественного вымысла, но вымысел должен быть интересным, эмоционально ценным", - сказал Александр Атанесян.
"Единственное, что мы нашли в архивах, это документы, подтверждающие статистику о количестве беспризорников - их было около 670 тысяч в районах эвакуации. И то, что огромное количество уголовных преступлений было совершено подростками - это правда. Все остальное, по-моему, это вымысел. Никаких подтверждающих документов в архивах мы не нашли", - сказал Атанесян.
Режиссер уточнил, что материалы они искали в общедоступных архивах - в Российской государственной библиотеке, архивах газет "Известия" и "Правда".
Режиссер о фильме
Вот что рассказал режиссер Александр Атанесян в интервью ГТРК "Культура" о названии фильма: "Битва за название - это всегда серьезно. Журналисты это знают: как назвать статью, как назвать программу - это всегда очень серьезная штука, но я, к сожалению, не являюсь автором этого названия, а является, к счастью, сценарист Владимир Кунин, который написал литературный сценарий под названием "Сволочи". Основой для этого литературного сценария послужили главы из его автобиографического романа "Мика и Альфред".
Если название фильма "Сволочи" привлекает внимание, говорит режиссер, но если человеку захочется дальше понять, что это, он прочитает следующую строчку - "фильм". Если ему захочется посмотреть фильм под названием "Сволочи", он попробует найти эту информацию и понять, что это за фильм. Если это его отпугнет, значит, его отпугнет, и ничего страшного в этом нет.
Александр Атанесян рассказал, что в его фильме играет очень много актеров, "достаточно хороших" актеров: "Они играют инструкторов, летчиков, офицеров, при этом играют несколько каскадеров - они тоже играют инструкторов, потому что им по сюжету просто легче играть эти роли. Они пока учат детей альпинизму, учат детей кататься на лыжах, учат заниматься спортом. Каскадер - это всегда легче. Тем более, что я с этой группой каскадеров работаю несколько лет. Блестящие ребята, они снимались у меня и работали со мной. Звезды - Андрей Панин и Андрей Краско".
Героев с именами в картине шестнадцать, общее количество актеров - до 70 в разных сценах. Полный состав лагеря, где разворачивалось основное действие, - 54 подростка и 26 офицеров.
Сцена из фильма "Сволочи":
КОРИДОР СЛЕДСТВЕННОЙ ТЮРЬМЫ
Надзиратель Рыскулов открывает дверь камеры номер семь.
"Выводной" конвоир Осадчий кричит в камеру:
- Чернов! Встать!.. Выходи на беседу с представителями военкомата!..
Котя-"художник" идет по тюремному коридору. Сзади топает конвойный Осадчий. Тихо, не разжимая губ, говорит:
- Просись в колонию... А то на фронт сошлют, как "сына полка", задницей амбразуры затыкать... В колонии-то оно безопасней, - как чревовещатель шепчет Осадчий, а вслух орет на весь коридор, - Руки за спину!!! Кому сказано?!
Костя Чернов, так же, не оборачиваясь, почти не открывая рта:
- В колонии я уже был. Два раза... Лучше на фронт.
- Хоть ты и "художник", хоть и вор авторитетный, а дурак... - шепчет ему Осадчий".
ФРАГМЕНТ СЦЕНАРИЯ 14 октября 2005 г.
СЛЕДСТВЕННАЯ ТЮРЬМА. КАБИНЕТ НАЧАЛЬНИКА ИЗОЛЯТОРА
В кабинете майора Сапаргалиева над уголовными делами подследственных сидят капитан милиции и двое в штатском: толстомордый, лет сорока, и худощавый, молодой, с веселым блудливым глазом.
С милицейскими они оба разговаривали на "ты" и покровительственным тоном, как и по сей день разговаривают сотрудники "Государственной безопасности" с представителями органов милиции.
- Слушай сюда, капитан! - говорил молодой. - И ты, майор, постарайся врубиться... Мы же вам еще вчера поставили задачку: четырнадцать-пятнадцать лет - не старше!..
- А вы, понимашь, нам чего напихали?! - возмутился толстомордый.
- Говорили же, чтоб обязательно сироты были, - сказал молодой, сделав ударение в слове "сироты" на первый слог. - Чтоб никаких там папы-мамы, тети-дяди, бабушки-дедушки!.. Это нам совсем ни к чему. Чтоб про него никто потом ничего не спрашивал...
- И чтоб статьи за ими числились самые, что ни есть тяжкие! - заметил толстомордый.
- Ежели по-взрослому считать, - от "десятки" и выше. А еще красивше - "расстрельная"! - вставил молодой. - Нам, чем хуже - тем лучше.
- Вот такая конфигурация, понимашь... - толстомордый отодвинул стопку уголовных дел, оставил себе две папки. - Всего только двоих у вас и отобрали. Теперь придется по детприемникам шастать, в колониях для несовершеннолеток рыться...
- Кого отобрали-то? - спросил майор Сапаргалиев.
Толстомордый раскрыл первую папку, прочитал:
- "Чернов Константин Аркадьевич... Групповое вооруженное ограбление... Неоднократные кражи личного и социалистического имущества... Соучастие в убийствах сотрудников милиции..." Ну, и так далее. Подходит, ничего не скажешь! За его - спасибо.
Захлопнул папку, раскрыл другую:
- "Тяпкин Валентин Петрович... Участие в банде... Убийство сотрудника милиции..."
- Стойте, стойте!!! - всполошился капитан. - Тяпкину нету четырнадцати!.. Ему только тринадцать... Зачем он вам?!
Толстомордый закрыл Тяпино уголовное дело, решительно сказал: - Этот вопрос, понимашь, мы еще вчера отработали. Ему четырнадцать - аккурат третьего апреля... Вот он в нашей внутренней тюрьме и отпразднует. Значить, мы эти два уголовных дела у вас изымем, а вы нам комнатенку подготовьте, чтобы мы могли с ими с глазу на глаз по душам потолковать. По одному - не гамузом...
- Вы же все равно их, как "малолеток" судить не сможете, - сказал молодой энкаведешник. - Начнете их по детдомам распихивать, по колониям, а они снова дрыснут оттуда, и по новой начнут вас отстреливать.
Толстомордый встал из-за стола, приказал капитану и майору:
- Конвойным и надзирателям скажете, что мол "представители Сталинского райвоенкомата города Алма-Аты" с огольцами потолковать хотят...
А ты покаместь, - сказал он своему молодому коллеге, - возьми у майора и капитана подписочки о неразглашении. А я поссать хочу...
Биография Владимира Кунина
Владимир Владимирович Кунин родился 19 июня 1927 года в Ленинграде. В мае 1944 года, успев окончить всего восемь классов, он ушел в армию, где прослужил до 1951 года.
Демобилизовавшись, Кунин без экзаменов поступил в Институт физкультуры имени П.Ф.Лесгафта, откуда его исключили в 1955 году, когда обнаружили, что представленный им аттестат об окончании десятилетки фальшивый.
Кунин - мастер спорта по акробатике - устроился в цирк акробатом-вольтижером и шесть лет выступал на цирковых аренах СССР. В январе 1961года артист разбился на представлении, долго лечился и за это время сочинил два, по собственному признанию очень слабых, рассказа.
Рассказы напечатал журнал "Советский цирк" - это был литературный дебют Владимира Кунина. В течение двух лет он работал специальным корреспондентом этого журнала и газеты "Советская культура".
В 1967 году на экраны страны вышла военная драма Наума Бирмана "Хроника пикирующего бомбардировщика", сценарий к которому, вместе с режиссером фильма, написал Владимир Кунин.
Всего же по сценариям Владимира Кунина поставлено больше 30 фильмов, в том числе "Клад" Виктора Сергеева, "Ты иногда вспоминай" Павла Чухрая, "Чокнутые" Аллы Суриковой.
Большую известность принесла Кунину опубликованная в начале 1988 года в журнале "Аврора" повесть "Интердевочка". Вскоре книга вышла отдельным изданием, была опубликована в 23 странах на 17 языках. В 1989 году "Интердевочку" экранизировал режиссер Петр Тодоровский, а главная роль принесла популярность актрисе Елене Яковлевой.
С начала 1990-х годов писатель по приглашению немецкого издателя работает в Мюнхене, где им написаны "Иванов и Рабинович, или "Ай гоу ту Хайфа!" и "Русские на Мариенплац". С конца 1990-х годов успехом у читателей пользуются книги о коте Кысе, от лица которого идет повествование о его приключениях в современной России и в других странах.