Мировая премьера фильма "Солнечный удар" российского режиссера Никиты Михалкова, снятого по мотивам дневников Ивана Бунина "Окаянные дни" и его рассказу "Солнечный удар", 3 октября не случайно состоится Белграде
Global Look Press
Мировая премьера фильма "Солнечный удар" российского режиссера Никиты Михалкова, снятого по мотивам дневников Ивана Бунина "Окаянные дни" и его рассказу "Солнечный удар", 3 октября не случайно состоится Белграде
 
 
 
Мировая премьера фильма "Солнечный удар" российского режиссера Никиты Михалкова, снятого по мотивам дневников Ивана Бунина "Окаянные дни" и его рассказу "Солнечный удар", 3 октября не случайно состоится Белграде
Global Look Press

Мировая премьера фильма "Солнечный удар" российского режиссера Никиты Михалкова, снятого по мотивам дневников Ивана Бунина "Окаянные дни" и его рассказу "Солнечный удар", 3 октября не случайно состоится Белграде. Таким образом режиссер решил отдать дань Сербии, приютившей в 1920-е годы тысячи русских эмигрантов. Затем картину увидят жители Симферополя и Севастополя. 7 октября премьера картины состоится в Москве. А в широкий прокат фильм выйдет 9 октября.

Накануне премьеры Михалков в интервью "Комсомольской правде" объяснил, что "сербский народ в тяжелую годину для нашей Родины, только что пережившей две революции и еще не пережившей Гражданскую войну, протянул руку братской помощи русским эмигрантам в знак признательности нашему Отечеству. К середине 1920-х годов в Сербии нашли пристанище около 40 тысяч беженцев из России. И сегодня там помнят этот период нашей общей истории гораздо лучше, чем в России, к сожалению. В Сербии хранится много русских святынь, которые в равной степени чтимы как потомками белоэмигрантов, так и коренными сербами, которые не делят историю на свою и чужую. Без этих святынь не может быть до конца осознана и наша российская история".

К тому же в Белграде есть место, которое особенно дорого Михалкову - "это Русская церковь Святой Троицы, построенная на средства эмигрантов из России, там покоится прах Петра Николаевича Врангеля, главнокомандующего Вооруженными силами Юга России". Кстати, на 2 октября для гостей премьеры намечено посещение этой Церкви.

Объясняя последующий показ фильма в Крыму, режиссер рассказал, что его новая картина "в том числе про то, как уходили в эмиграцию десятки тысяч русских людей. Уходили они и из Крыма". "Картина совершает как бы обратный исторический путь - из Сербии в Крым, из Крыма в Москву. Сегодня мы можем сказать, что изгнанники наконец возвращаются. Все это глубоко символично", - отметил Михалков.

В Крыму фильм будет показан вначале в Симферополе, а затем в Севастополе, где находится знаменитая Графская пристань, от которой отчаливали последние корабли с русскими офицерами, солдатами и казаками.

В Москве же премьера пройдет 7 октября в кинотеатре "Октябрь", а 9 октября "Солнечный удар" уже выйдет в широкий прокат.

Говоря о Крыме Михалков напомнил, что с ним связаны теплые воспоминания многих россиян, в том числе и его. "Это мое детство - Коктебель, "Артек", где я один раз побывал... По большому счету Крым - это Мекка русской художественной интеллигенции. Вся богема из Москвы, из Петербурга перекочевывала летом и в бархатный сезон именно в Крым. Достаточно перечислить некоторые имена, которые сразу ассоциируются именно с Крымом: Бунин, Чехов, Горький, Шаляпин, Волошин... Крым стал для меня олицетворением той самой блистательной, деятельной и одновременно расслабленной атмосферы русской богемы. Кроме того, Крым - это великая воинская слава, это место, за которое пролито столько русской крови", - рассказал режиссер, отметив, что для него "Крым вообще место святое", так как именно в Крыму зарождался русский кинематограф.

Там в 1911 году была снята первая русская полнометражная кинопостановка "Оборона Севастополя" Александром Ханжонковым и Василием Гончаровым. Там же Ханжонков организовал первую русскую киностудию, которая стала основной базой для огромного количества советских, а потом и российских картин. В Крыму снимались такие легендарные ленты, как "Человек-амфибия", "Пираты XX века", "Дети капитана Гранта", "Солярис" и многие другие.

Касаясь литературного материала, на основе которого снят "Солнечный удар", Михалков объяснил, что выбрал произведения Ивана Бунина для своего нового фильма потому, что он "в легком, летящем, абсолютно неосязаемом рассказе "Солнечный удар" он один, а в "Окаянных днях" Бунин уже совершенно другой - оскорбленный, униженный революцией, восставший против нее, испытывающий страстную ненависть к той части интеллигенции, которая мгновенно повелась на новые посулы и нацепила банты... Эта частная история, этот перелом, который суждено было пережить именно этому человеку".

Как напомнил Михалков, история этого фильма началась еще в далекие 70-е годы прошлого века, когда киновед Владимир Дмитриев предложил ему задуматься над съемками "Солнечного удара", чтобы попытаться перевести на язык кино "то, что так неуловимо написано на бумаге, как будто акварелью". Тогда же режиссер подал заявку на съемки, хотя понимал, что ее вряд ли одобрят. "Это было 37 лет назад, можете себе представить, что значит разрешить экранизировать Бунина в то время...", - вспоминает он. С тех пор мысль о "Солнечном ударе" его не оставляла.

"За эти годы я читал, изучал Бунина и все, что с ним связано. В результате возникла идея соединить того неуловимого, летящего, светлого Бунина из "Солнечного удара" с Буниным "Окаянных дней". Бунинские дневники - это очень жестокий и очень правдивый материал, в котором Бунин не щадит никого, в том числе и себя. Невероятное одиночество и безысходность вопиют со страниц дневника. Он оказывается один на один со временем, которое за секунду может превратить все его таланты, помыслы, мечты в прах", - рассказал Михалков.

Он отметил, что "Солнечный удар" - кино многослойное и зритель должен быть готов к многочисленным аллюзиям, ловушкам, отсылкам, начиная от Чехова и кончая Эйзенштейном. "Там есть очень много вещей - то, что я называю "театр для себя", и их надо расшифровывать. Я совершенно уверен, что люди, которые войдут в картину, погрузятся в нее и досмотрят до конца, могут захотеть посмотреть ее еще раз, для того чтобы открыть для себя то, чего не успели при первом просмотре", - сказал Михалков.