Канадские ученые из Университета Британской Колумбии разгадали тайну притягательности картин голландского художника Рембрандта. По их мнению, важнейшее значение в творчестве знаменитого живописца имеет его игра с четкими и размытыми частями портрета. Во многом благодаря этой технике Рембрандт и по сей день контролирует взгляды зрителей, рассматривающих его картины, пишет "РБК-daily".
Беспристрастное компьютерное изучение самих изображений и поведения людей, рассматривающих картины, позволили выявить и описать вполне конкретные приемы, благодаря которым великий художник привлекал внимание к лицам своих персонажей и делал восприятие своих картин неспешным и интересным занятием.
Наблюдение за зрителями показало, что их взгляд фокусируется в конкретной точке - на четком, детализированном глазе человека, изображенного на картине. Зрители удерживают взгляд в этой точке продолжительное время, а затем перемещают его на размытые области картины вокруг. Делают они это гораздо медленнее, чем рассматривая любые другие изображения, не принадлежащие кисти Рембрандта.
По словам доктора искусствоведения Ксении Богемской, существует шкала восприятия людьми цветов и направлений линий. "К примеру, линия, которая слева направо поднимается вверх, воспринимается зрителями как радостная, а слева направо и вниз - как выражение печали. Скорее всего это связано с привычками нашего восприятия письменного текста", - говорит эксперт.
Разумеется, существуют и другие способы управления взглядом зрителей. Художники всех эпох расставляли на своей картине цветовые акценты и по-своему брали под контроль внимание любителей живописи. "Если вы посмотрите пейзаж соотечественника Рембрандта Ван Гога "Пейзаж в Овере после дождя», то он весь зеленый-зеленый, а в середине маленькая красная точечка — колесо телеги. Невольно глаз зрителя приковывается к этой точке. Бывает, что художнику надо привлечь взгляд к нескольким последовательным точкам. В многофигурных композициях - например, росписи Рафаэля в Ватикане - наш взгляд, по мысли художника, следует от одной фигуры к другой", — уверена Ксения Богемская.