Александр Сокуров, чей фильм "Фауст" стал накануне триумфатором церемонии вручения кинопремии "Ника"
Russian Look
Александр Сокуров, чей фильм "Фауст" стал накануне триумфатором церемонии вручения кинопремии "Ника"
 
 
 
Александр Сокуров, чей фильм "Фауст" стал накануне триумфатором церемонии вручения кинопремии "Ника"
Russian Look

Александр Сокуров, чей фильм "Фауст" стал накануне триумфатором церемонии вручения кинопремии "Ника", рассказал телеканалу "Дождь" о клановости в российском кино, развале киноотрасли и Минкульта, о пороках и несовершенстве российского государства и о новом фильме, который показать в России "нет никаких шансов".

Режиссер прокомментировал назначение президентом "Ники" Андрона Кончаловского в то время как конкурирующую премию "Золотой орел" возглавляет его брат Никита Михалков. "Конечно, немножко это неловко как-то, ненормально, я бы сказал. Так не должно быть. Но, тем не менее, надо сказать, что это, скорее, отражает ситуацию внутреннюю, чем внешнюю. Это никак не связано с политическими обстоятельствами в стране. Это просто истощение сил. Я так бы это сказал. Тенденция, когда какие-то группировки, семейные кланы или какие-то семейные объединения начинают структурировать всю жизнь, они стали почти нормой жизни в искусстве России", - сказал Сокуров.

Он отметил, что "это наносит удар, во-первых, по молодым каким-то графистам, по тем, кто приходит. Потому что прорваться через семейные заборы, заборчики, условности бывает очень трудно. Может, где-то в других обстоятельствах это было бы проще, но все же, у нас немножко другая традиция, другое прошлое, и оно сказывается. Желание иметь власть характерно и для семейных кланов. Это вопрос власти".

Сокуров сказал, что то же самое относится и к "Ленфильму", где Алексей Герман-старший "был руководителем студии, жена - руководитель общественного совета, а сын состоит в совете директоров - ну, как абсурд, знаете. Как-то это так нехорошо, что даже не формулируется, почему это нехорошо. Я всегда противник кланирования, кланов, губительных, на мой взгляд, узлов. Это очень губительно сказывается на всей жизни художественного коллектива. Я свидетель этого был много раз".

О Мединском: "Отношение ко мне министра культуры резко изменилось"

Сокуров рассказал, что после его выхода из состава совета директоров "Ленфильма" из-за несогласия "с такой системой и манерой формирования этих органов, когда все тут переплетается, все интересы очевидны", отношение к нему министра культуры "резко изменилось".

"Возникла такая дистанция, наверное, она и должна быть - какая-то дистанция - между режиссером и министром культуры федеративного государства. Нас много, он один", - пояснил он.

Режиссер отметил, что "министерство культуры, как и сама киноотрасль, на мой взгляд, пребывает в состоянии развала": "Развалилось что-то, видим, что развалилось, видим, что руины, теоретически можно это восстановить, можно создать студию - все можно. Но это оказывается очень трудно, и мало этим занимаются, реальной, созидательной работой, восстановлением кинематографической атмосферой, студии".

Сокуров уверен, что "актуальна, что нужна, что большая фабрика с хорошим качеством, набором творческих объединений разных, работающих в разных направлениях, которые получат сопровождение и разумную помощь государства, потому что денег на кино выделяется достаточно много, это немалые деньги, на самом деле. Задача студии - привлечь, собрать вокруг себя, рядом с собой тех, кто будет завтра серьезно работать и помогать им входить в мир кино, потому что там никто не ждет молодых людей".

О любви к родине

Сокуров рассказал, почему до сих пор не уехал из России, хотя последовательно критикует происходящее в стране.

"Для начала - это моя родина. Второе - после любви к моей маме, сестренке моей, я русский язык люблю. Я его люблю, это объективная ценность моей жизни. То, что я люблю в русской культуре, я не променяю ни на что. Даже тогда, когда Андрей Арсеньевич организовывал мой выезд, мое бегство из России в свое время, у меня была мысль поехать к нему, быть рядом, но даже тогда я не мог сделать, потому что я люблю то, что я люблю", - пояснил режиссер.

"С другой стороны, конечно, пороки отечества столь очевидны. Постоянные потуги народа, общества создать себя, уклад жизни какой-то приводят меня в состояние отчаяния. Я давно не видел столь несовершенного государства, как то, которое существует у меня на родине. Я вижу, что это государство несовершенно, и я понимаю, что дара государственнического, дара созидательного в этом смысле у нас нет, и это приводит меня в отчаяние. Я не вижу людей-строителей, которые могут создать общество нашего государства. Я смотрю на историю и то, что сейчас, и представляю, что дальше, и я в отчаянии", - признался он.

О новом фильме: "я с тревогой жду реакции России"

Новый фильм Александра Сокурова "Лувр на реконструкции" может не попасть в российский кинопрокат, считает режиссер.

По словам Сокурова, его новый фильм - это документальная картина о том, что происходило в Париже и Лувре во время немецкой оккупации.

"Это фильм о том, как европейцам удалось спасти искусство, не потеряв буквально ни одной рамы даже от картины. О борьбе за это, о том, что в этих чудовищных условиях и с немецкой стороны, и с французской стороны находились люди, которые делали все, чтобы ничто не тронулось с места", - пояснил режиссер.

"Там русских денег, в общем-то, нет. Потому что я для себя очень многое открываю в том, что представлял государственный военный, военно-политический режим нацисткой Германии. Там даже для меня, для историка, много сюрпризов, и я с тревогой жду реакции России на этот фильм, если этот фильм будет показываться здесь", - сказал Сокуров, отметив, что пока у него "нет шансов показать, потому что многие мои фильмы вообще не показываются на родине".

Кроме того, Сокуров сказал пару слов о новом художественном фильме об эпохе Возрождения, который будет на итальянском языке: "Мне страшно даже говорить, потому что мне очень страшно начинать картину".