Фестиваль "Архстояние", который обычно проходит на живописных территориях арт-парка "Никола-Ленивец" в Калужской области, переместился в этом году в соседнюю деревню Звизжи с населением около 150 человек
© РИА Новости / Илья Питалев
Фестиваль "Архстояние", который обычно проходит на живописных территориях арт-парка "Никола-Ленивец" в Калужской области, переместился в этом году в соседнюю деревню Звизжи с населением около 150 человек
 
 
 
Фестиваль "Архстояние", который обычно проходит на живописных территориях арт-парка "Никола-Ленивец" в Калужской области, переместился в этом году в соседнюю деревню Звизжи с населением около 150 человек
© РИА Новости / Илья Питалев

Фестиваль "Архстояние", который обычно проходит на живописных территориях арт-парка "Никола-Ленивец" в Калужской области, переместился в этом году в соседнюю деревню Звизжи с населением около 150 человек. Тема фестиваля, который прошел с 31 июля по 2 августа, так и звучала - "Звизжи", сообщает Русская служба BBC.

Основатель фестиваля Николай Полисский и артель местных работников превратили в скульптуру руины бывшего сельпо, посреди картофельного поля выросла башня из земли, получившая название "Музей сельского труда", а старую автобусную остановку заменила футуристическая конструкция из металла с витражами.

По словам Полисского, главные арт-объекты фестиваля представляют собой "треугольник" ключевых объектов любого населенного пункта - въездной знак, вокзал и центральную площадь. В роли первого - башня "Музей сельского труда" Сергея Чобана. Инсталляция из земли, которую разместили на специально высаженном картофельном поле, отсылает к прошлому Звизжей, где в советские годы находился колхоз "Дружба".

Роль вокзала в этой деревне играет автобусная остановка - стандартное место для встреч, летом там любит сидеть местная молодежь. Старый навес заменили на металлическую конструкцию, сделанную из фрагментов муковоза, с двумя витражными окнами. Инсталляция Алексея Козыря носит вычурное название "Бельведер Звизжский".

Замыкает этот треугольник "Сельпо" Полисского. Местные рабочие, которых он называет своими соавторами, нанизывали необработанные березовые бруски разной формы на железные палки. Материал собрали "по сусекам" - что осталось от других работ, а часть средств - через краудфандинг (из нужных 1 млн рублей собрали 700 тыс.).

Скульптура - так Полисский предпочитает называть свои работы - не была закончена, да и цели закончить ее к фестивалю не стояло. "Все для затравки, для примера. Мне очень важно в России показывать пример: когда не ноешь, не плачешь, не ждешь, когда тебе что-то принесут, - объяснил Полисский. - Пусть часть руины остается, пусть видят, что здесь было. Для скульптуры этого вполне достаточно".

По словам художника, этой работой он предлагает свой вариант того, что можно сделать с заброшенным, уродливым зданием индустриальной эпохи, каких в России остается очень много.

Местные жители участвуют и в другом проекте - несравнимо меньшем по масштабу, чем все, что делает Полисский. Художницы Вабке Феенстра из Нидерландов и Антье Шифферс из Германии, которых пригласил "Архполис" четыре года назад, теперь ездят сюда уже по своей инициативе, чтобы развивать с местными промыслы для проекта "Международный деревенский магазин" и марки Made in Zvizzhi.

Совсем недавно на одном из участков они установили печь, в которой теперь местные учатся обжигать самодельную керамику: как оказалось, здешняя глина для этого пригодна, но раньше здесь этим не занимались.