Новым фильмом Эльдара Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви" открылся 72-й сезон Дома кино
Архив NEWSru.com
Новым фильмом Эльдара Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви" открылся 72-й сезон Дома кино
 
 
 
Новым фильмом Эльдара Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви" открылся 72-й сезон Дома кино
Архив NEWSru.com

Новым фильмом Эльдара Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви" открылся 72-й сезон Дома кино. Фильм для публики повторили дважды - так много было желающих посмотреть картину, которую сам Рязанов объявил своей последней (сейчас, правда, он уже снимает следующую) и долгожданной (идея родилась еще в 70-е годы).

Эльдар Александрович вывел на сцену представителей съемочной группы, долго представлял актеров и персонажей, которых они играли, и ясно было, что ему интересно и приятно об этом говорить, сообщает "Время новостей". И хотя после вмешательства его жены торжественная часть была все-таки сокращена, атмосфера благожелательного внимания зала режиссеру удалась с легкостью. Но потом началась демонстрация самого фильма, и вот тут ситуация поменялась. Возможно, режиссер и выслушал множество комплиментов от коллег, но овации не дождался, а уж закулисные отзывы отличала необычная - все-таки человек уж очень заслуженный и многими любимый - резкость.

Рязанов неоднократно говорил, что его картина не биография Андерсена, а фантазия на тему реальных обстоятельств его жизни. И что люди, окружавшие Андерсена, будут преображены в этом произведении, где быль сплетается со сказкой, а главным сюжетом станет волшебное превращение неуклюжего бедного подростка в гениального автора всемирно известных сказок... Превращение, по мнению Рязанова, происходившее скорее в фантазии самого писателя, поскольку насмешки, непонимание и пренебрежение сопровождали Андерсена всю жизнь...

Фильм предлагает собственную версию судьбы художника. В нем не появится отец Андерсена, заносчивый и начитанный сапожник, умерший в раннем детстве героя. Не будет и большинства добрых знакомых, которые помогали одаренному ребенку, а потом и юноше... Ничего не рассказано о славе, которая досталась 25-летнему поэту, о похвалах знаменитых датских критиков, признавших молодое дарование, о том, что, познакомившись с его первыми произведениями, известные датские деятели искусства оказывали ему покровительство и помощь. Что слава его была всемирной при жизни, что он дружил с Диккенсом и Гейне, которые, впрочем, да, над ним подсмеивались, но принимали, общались на равных...

Андерсена у Рязанова играют три актера: ребенка - Ваня Харатьян, подростка, юношу и молодого человека - Станислав Рядинский, а зрелого мужчину - Сергей Мигицко. Возможно, Рядинский и замечательный артист, но как бы хорош ни был исполнитель, вряд ли он может выполнить некоторые режиссерские задания. Например, в фильме есть сцена, в которой юный Ханс, которому должно быть лет тринадцать, поет в толпе грубых фабричных рабочих... "У Андерсена действительно был хороший голос, но в фильме героя озвучивает профессионально поставленный, отличный альт, который так же подходит великовозрастному, половозрелому мужчине, которым является Рядинский, как козе баян. В результате молодящийся актер вынужден играть не хрупкого, эмоционально неуравновешенного подростка, а попросту умственно отсталого дылду", - выносит вердикт "Время новостей". Задуманная сцена, в которой с поющего нежным голосом и застенчивого мальчика толпа пытается содрать штаны, чтобы убедиться, что он не девочка, на деле превращается в довольно глупый балаган: Рядинский, высокий, хорошо сложенный молодой мужчина, удирает в спущенных штанах от улюлюкающих статистов... В фарс превращается и демонстрация школярских мучений героя, который ради пущего эффекта помещен в группу младших школьников, которым демонстрирует дебильность, путая античных авторов с египетскими фараонами... Однако необходимо помнить, что настоящий Андерсен все-таки окончил университет и невеждой никак не был, а дразнили его вовсе не за неумение связать два слова, а за сентиментальность и склонность к фантазиям...

Но совсем непонятно, почему в произведении, замысел которого так долго вынашивался и к которому вроде бы столь серьезно относится автор, можно допускать столько халтуры и непрофессионализма. Во-первых, сам сценарий, написанный Ираклием Квирикадзе и Эльдаром Рязановым... Мало того, что в нем не хватает логики, последовательности, занимательности - это вопрос творческой удачи... Но почему авторы позволяют себе вставлять в текст старые анекдоты (король, принимая Андерсена, удивляется: "Неужели вы едите, только когда голодны? Ну, вы прямо как животное!"). "Речь идет не о капустнике к открытию Дома кино, а о произведении, сочиненном двумя почтенными кинематографистами", - возмущается обозреватель "Времени новостей".

В фильме вообще много знаменитостей. И композитор Алексей Рыбников, и балетмейстер Владимир Васильев, и артисты - Олег Табаков, Вячеслав Тихонов, Валерий Гаркалин, Валерий Баринов, Оксана Мысина, Галина Тюнина, Алена Бабенко, Евгения Крюкова... Разве откажешь живой легенде отечественного кинематографа, любимейшему кинорежиссеру, автору "Карнавальной ночи", "Гусарской баллады", "Берегись автомобиля", "Иронии судьбы"... "Вот только ни опыт, ни громкое имя, ни неизменный аванс благожелательности не спасают, когда выходит фильм, в котором на два с лишним часа экранного времени нет ни одной смешной сцены".