На Венецианском фестивале показана только половина конкурсных фильмов, однако претенденты на награды уже обозначились, отмечают "Ведомости". Фильм открытия кинофорума - "Искупление" британца Джо Райта с Кирой Найтли и Джеймсом Маккоем в главных ролях, критики не считают лидером, но отмечают, что история юной разрушительницы чужого счастья положила весьма достойное начало конкурсному показу.
История главной героини в фильме начинается с ее детства – действие происходит в канун Второй мировой войны. Брайони доживет до старости, вкусит литературной славы, но не сможет простить себе детского проступка, поломавшего судьбу сестры и садовника, сгорающего от страсти к ней. В последнем романе повзрослевшая разлучница постарается изменить хотя бы в вымышленном мире печальный финал.
Венецианская публика уже посмотрела и фильм российского режиссера Алексея Балабанова. Его "Груз 200" был показан вне конкурса, однако задал определенный камертон фестивалю. Тяжелый балабановский "Груз" фестивальная публика выдержала, пишут "Ведомости". В зале не падали в обморок и не выбегали с проклятиями. Смотрели молча до конца. По окончании просмотра толпились у входа, где долго и нервно курили.
Среди первых конкурсантов такого же сосредоточенного внимания удостоился фильм Брайна де Пальмы "К печати" – виртуозно снятая военная драма. Картину многие считают одним из фаворитов "Мостры-64". Сюжетный повод, изнасилование американскими солдатами 15-летней девочки в городе Самарра, становится отправной точкой для того, чтобы показать деморализацию и паранойю оккупационной армии, отмечает "Коммерсант".
Де Пальма добивается феноменального ощущения подлинности происходящего, свободного течения жизни на виду у камеры-наблюдателя. Отталкиваясь от публицистики, режиссер снимает ее налет с помощью использования современных технических средств: через видео- и компьютерное изображение "под документ" он отстраняет реальность войны и вместе с тем заставляет прочувствовать ее даже острее, чем в нормальном сюжетно-актерском кино. С новыми технологиями в картину входит еще одна горячая тема – цензура средств массовой информации, искажающих саму суть реальности, ставящих психологический заслон между нею и аудиторией.
Претенденты на награды за исполнение главных ролей
Отзвук иракского синдрома ясно различим и в фильме Пола Хаггиса "В долине Аллаха": там у героя за плечами военная служба в составе ограниченного американского контингента. Если режиссер Де Пальма программно обошелся без звезд, которые грозили разрушить документальное поле фильма, то его коллега Хаггис не отказался от громких имен и доказал, что был прав. Томми Ли Джонс и Шарлиз Терон у него очень хороши и явно попадут в список главных претендентов на "Кубок Вольпи" - за лучшую мужскую и женскую роль соответственно. Пронизанный библейскими аллюзиями, этот мрачный фильм несет антивоенный посыл, хотя и завершается подъемом американского флага.
В списке претендентов на награды фестиваля найдется место и Майклу Кейну с Джудом Лоу, составившим блистательный мужской дуэт в "Ищейке" – экранизированной Кеннетом Браной пьесе Энтони Шаффера "Игра навылет". Для Джорджа Клуни работа в "Майкле Клейтоне" дебютанта Тони Гилроя едва ли такой уж успех.
Фильм сделан в жанре обвинения, объектом обвинения выступает бесчеловечный мир корпораций, а Клуни играет скользкого адвоката, чей бизнес заключается в том, чтобы хитроумными способами помогать клиентам отмывать неправедно нажитые деньги. Это уже второй адвокат в актерской практике Клуни – первого он сыграл несколько лет назад в "Невыносимой жестокости". С тех пор, как признался актер со смешком на пресс-конференции, его отношение к адвокатскому племени не изменилось. "Все они как были сукиными детьми, так и остались", - резюмировал он.
Поглядеть на Клуни и послушать его мнение про адвокатов пришло немало журналистов, но это собрание выглядело весьма скромно по сравнению с толпой, через день оккупировавшей пресс-зал в ожидании Брэда Питта, сыгравшего роль легендарного американского бандита Джесси Джеймса в отличном, но несколько затянутом фильме Эндрю Доминика "Убийство Джесси Джеймса трусливым Робертом Фордом". Питт в роли легендарного злодея выглядит более чем убедительно, как и Кейси Аффлек в роли труса.
Впрочем, к концу следующей недели ситуация с лидерами может измениться: впереди несколько итальянских, китайских фильмов, ожидаются также дни российского кино. В конкурсе покажут "12" Никиты Михалкова (там Ирак уступит место Чечне), в "Неделе критики" - "Отрыв" Александра Миндадзе, призом имени Робера Брессона наградят Александра Сокурова.